Северная верфь заключила 6-миллиардный контракт на модернизацию с петербургским ОАО "Метрострой". Деньги на оплату работ подрядчика предполагается получить, в частности, за счет продажи имущества АО "Балтийский завод".
Глава Северной верфи Игорь Пономарев подписал контракт с петербургским ОАО "Метрострой" на модернизацию судозавода за 6,053 млрд рублей. Входящий в АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) судостроительный завод в начале ноября выбрал подрядчика на модернизацию — ОАО "Метрострой", главой и совладельцем которого является Николай Александров. Подрядчику предстоит соорудить новый построечно–спусковой комплекс — стапельную площадку с эллингом (250 х 141 м), оснащенную кранами для постройки корпусов судов длиной до 260 м и весом до 25 тыс. т. Пока Северная верфь может строить корабли не длиннее 170 м и не тяжелее 12 тыс. т.
Откуда взять средства
Первый этап модернизации предполагается завершить к концу 2018 года. Однако пока у Северной верфи нет необходимой суммы на выполнение работ. После проведения конкурса верфь возобновила дополнительную эмиссию акций на 7,8 млрд рублей. Предполагается, что выпущенные бумаги выкупит головная организация. Но у ОСК свободных средств в таком объеме тоже пока нет, отмечают источники в отрасли. По их словам, рассматривается вариант продажи части имущества другой "дочки" ОСК — АО "Балтийский завод", расположенного на Васильевском острове.
Ранее глава ОСК Алексей Рахманов заявлял, что Балтийский завод имеет избыточную территорию для нынешнего портфеля заказов и для той загрузки, которую видит ОСК в перспективе. "Мы рассматриваем разные варианты финансирования наших проектов, продажа непрофильных активов — один из них", — подтверждают в ОСК.
Балтийский завод занимает на Васильевском острове 62 га земли. Исходя из текущей рыночной конъюнктуры, чтобы "наскрести" на модернизацию, Северной верфи придется продать почти всю территорию Балтзавода. Например, в августе 2016-го ООО "Максидом" за 1,26 млрд рублей приобрело имущественный комплекс (площадью 83,4 тыс. м2) ОАО "Завод имени М.И. Калинина", расположенный на Васильевском острове.
Наловили заказов
В ОСК говорят, что модернизация Северной верфи включена в федеральную целевую программу. "Порядок и объемы ее финансирования являются закрытыми данными в соответствии с действующим законодательством", — добавляют в судостроительной корпорации. Впрочем, на финансирование модернизации Северной верфи по госпрограммам в ОСК ссылаются с 2015 года. Однако с тех пор Северная верфь неоднократно проводила конкурсы на модернизацию, но так и не начала ее. Только однажды, как ранее писал "ДП", заключила контракт, который затем расторгла из-за отсутствия финансирования.
Камнем преткновения для Северной верфи был факт отсутствия новых заказов. "Зачем модернизировать завод, у которого нет портфеля заказов?" — недоумевали многие эксперты. Их логика ясна: верфь без заказов — это груда металлолома. Однако Игорю Пономареву удалось в уходящем году заключить контракты на строительство 10 рыболовецких судов общей стоимостью 28,4 млрд рублей. А чтобы оправдать инвестиции в модернизацию, верфи, при текущей рентабельности в судостроении, нужно нарастить портфель заказов до 100 млрд рублей.