10:2829 декабря 201710:28
693просмотров
10:2829 декабря 2017
После пленума Верховного суда 26 декабря 2017 года, выпустившего постановление «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представители страхового сообщества стали высказывать мнение, что, мол, теперь автоюристам станет труднее получать возмещение по ОСАГО вместо потерпевших. На самом деле в этом постановлении никаких радикальных новаций не содержится. Но жизнь автоюристов уже усложнилась из-за постепенного изменения не в их пользу судебной практики.
Александр Холодов, председатель координационного совета Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Межрегиональной общественной организации автомобилистов «
Свобода выбора
»:
Например, Москва уже давно славится тем, что там судьи очень негативно относятся к цессии, то есть переуступке прав требования страхового возмещения от пострадавшего в ДТП автоюристу. В Петербурге, к сожалению, тоже пошла такая же негативная тенденция. Но она обусловлена в большей степени не изменениями законодательных актов, а пропагандой со стороны страховых компаний о том, что все автоюристы — жулики, негодяи и т. п.
Пленум лишь зафиксировал те правила, которые и так есть в законодательстве. Например, то, что компенсацию морального вреда нельзя передать по цессии, пока сумма компенсации не определена судом.
Рынок ОСАГО заметно изменился в текущем году. В конце апреля вступило в силу правило о натуральном возмещении ущерба, нанесенного автомобилю. Оно действовало только для новых полисов, но сейчас, к концу года, их продано уже достаточно много, так что эффект стал заметным. Формально натуральное возмещение направлено на защиту прав автовладельцев, а на практике оно приводит к тому, что страховые компании сами ущемляют права клиентов, всячески склоняя их к подписанию дополнительных соглашений о том, что срок ремонта можно продлить, запчасти поставить не новые, да еще и, возможно, автовладельцу придется доплатить за ремонт.
В бизнесе автоюристов происходит некоторое переосмысление: из-за закона о натуральном возмещении массово скупать претензии автовладельцев до их обращения в страховую уже не получается. Но мне кажется, что основной финансовый ущерб страховщикам до сих пор наносили не реальные автоюристы, защищающие права автовладельцев, а какие-то посредники, аффилированные со страховыми компаниями.
Например, в нашу общественную организацию обратилась девушка, попавшая в ДТП. Ей выплатили возмещение, но, как только она выехала со страховой компании, ей тут же позвонил посредник, сказал, что ей недоплатили около 20 тыс. рублей, и предложил выкупить право на остаток выплаты за 5 или 10 тыс. Мы после обращения взялись посчитать, сколько девушке должны были выплатить по ее ущербу. Оказалось, что заплатили ей корректно.
Получается, что посредник мог получить дополнительную выплату только в том случае, если у него есть договоренность со страховой компанией, что та не будет бороться за эти деньги в суде. Да и с самого начала было понятно, что посредник связан со страховой компанией, ведь информацию о сумме выплаты так быстро он мог получить только непосредственно от страховщика. Вероятно, мы наткнулись на схему вывода денег из страховой компании, осуществляемую лицами, близкими к ее менеджерам или акционерам. Таким образом, прикрываясь обвинениями в сторону автоюристов, страховщики могут обогащать своих акционеров и одновременно раздувать убыточность, чтобы требовать от государства повышения тарифов по ОСАГО. Сейчас законодатель дал им инструмент, чтобы бороться с автоюристами, но будут ли они им пользоваться во всех случаях — неизвестно. С другой стороны, как я уже говорил, появление закона о натуральном возмещении страховые компании сами используют для фактического обмана автовладельцев.
Я думаю, когда накопится критическая масса автовладельцев, недовольных таким положением дел, и они начнут массово обращаться в суды, у автоюристов появится новое поле для деятельности. Сейчас же идет нарастание количества претензий по качеству ремонта, так что автоюристам по-прежнему работы хватает.