Каждый пятый россиянин, который отмечал Новый год не в родном городе, предпочел в новогодние выходные путешествие по России, а из зарубежных направлений самым популярным второй год остается Таиланд. В эти каникулы на 15-20% россиян больше, чем год назад, решили ждать Деда Мороза не дома, а в новогоднем путешествии. И это несмотря на то, что цены на новогодние туры выросли на 20-30%.
Россия растет в цене
Как подсчитали аналитики портала Onlinetours.ru, почти 20% россиян, которые покупали путевки на Новый год, выбрали патриотичные направления: Сочи, Крым, Москву и другие регионы. Число тех, кто захотел провести зимние праздники на родине, в этот раз было на 67% больше, чем год назад, хотя средняя стоимость недельного тура на двоих выросла на 27,4% и составила 145 тыс. рублей.
Городское туристско-информационное бюро Петербурга (ГТИБ) считает, что в новогоднюю Северную столицу приедет в этот раз 0,5 млн человек — против 0,39 млн в прошлом году. Правда, участники рынка сомневаются в корректности этих расчетов. Так, в опрошенных "ДП" гостиницах отмечают, что загрузка примерно на уровне прошлого года или чуть меньше. В туркомпании "Мир" подтверждают: массового наплыва гостей в Петербург в этом году не наблюдается. Совладелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы отмечает, что число постояльцев-россиян в новогодние праздники немного выросло, а иностранцев — наоборот, несколько упало. Так что в целом существенной разницы по сравнению с прошлым годом нет.
Номера в отелях подорожали на 10-15%, туры в Петербург выросли в цене на 5-10%, говорят участники рынка. Правда, они не учитывают индивидуальных туристов, число которых с каждым годом растет на 15-20%. Если принять во внимание эту категорию, то прогнозы Смольного о новогоднем турпотоке в Петербург выглядят вполне реалистично.
Импортозамещение отступает
Вторым по популярности новогодним местом отдыха россиян стал Таиланд — на него пришлось 15,5% всех продаж туров. Спрос на Таиланд по сравнению с прошлым Новым годом вырос на 44%, а стоимость семидневной путевки на двоих — на 23,8%, до 163,8 тыс. рублей.
На третьем месте оказалась Индия (9,5% от всех приобретенных туров, рост продаж на 20%). "Новогодняя Индия подорожала к прошлому году на целых 36,2%, в итоге средняя стоимость проданных туров составила почти 130,5 тыс. рублей", — говорят аналитики Onlinetours.ru.
Продажи увеличились по всем направлениям, кроме Кубы, интерес к которой упал на 14%. В ОАЭ полетело в этот Новый год в 2,14 раза больше россиян, чем в прошлый, в Доминикану, Болгарию и Италию — в 2 раза больше, в Чехию — в 1,5 раза.
Это ненадолго
По оценке исполнительного директора Ассоциации туроператоров (АТОР) России Майи Ломидзе, в зимние каникулы 2017/18 за границу выехало примерно на 20% больше россиян, чем годом ранее, а в путешествия по России отправились на 10-15% больше. Этот год успешнее прошлого, признает Майя Ломидзе, однако после каникул туристический рынок ждет провал, причем он будет более глубоким, чем годом ранее.
Цены растут, себестоимость деятельности участников туристического рынка тоже, а благосостояние россиян, наоборот, падает, поясняют эксперты. По их данным, маржинальность бизнеса туроператоров за год упала в 2,5 раза. В итоге им пришлось урезать турагентствам комиссию за продажу путевок с 10 до 7%, говорят в Альянсе туристических агентств.
В итоге агентства стали отказываться от сотрудничества с туроператорами. Так, в декабре сразу несколько онлайн-агрегаторов прекратили продажи турпакетов оператора "Натали Турс". По информации АТОР, среди них оказались Level.Travel, Travelata, Onlinetours, "Слетать.ру", "Амбитур", "Квадра", "Солнцетур", LaRussia и TBS. "Натали Турс" стала продавать путевки со скидкой 10%, в то время как агентское вознаграждение для его партнеров составляет 10-12%. Таким образом, полностью нивелируется смысл работы агентов.
В конце года ушли с рынка сразу несколько российских туроператоров. Среди них, например, "Сто морей", который заявил о прекращении деятельности в конце декабря, а также "Вэст-Лайн Тревел", завершивший работу в ноябре. На сайте "Вэст-Лайн Тревел" поясняется, что причиной ухода с рынка стало падение спроса на туры. Аналогичную причину указывает "Сто морей": "По независящим от нас обстоятельствам, да и как часто бывает в нашей суровой жизни, ООО "Сто морей" наткнулось на огромнейшие сложности и преграды, которые просто не дают ни малейшей возможности на дальнейшее функционирование нашей компании".
Это не последние жертвы падения спроса, считают участники рынка. В 2018 году исход туркомпаний продолжится, так как улучшения благосостояния россиян пока не предвидится. За 2014-2017 годы реальные доходы населения РФ сократились на 11%.