За 2017 год петербургские налоговики провели 230 выездных проверок и доначислили 15 млрд рублей недоимок. При этом 129 компаний избежали проверок, так как своевременно отреагировали на письма из налоговой и доплатили в общей сложности 2 млрд рублей.
Как рассказала "ДП" руководитель Управления ФНС России по Петербургу Валентина Корязина, в 2017 году ее ведомство провело 230 выездных налоговых проверок петербургских компаний. По результатам проверок в 2017 году налоговики доначислили компаниям недоимки на общую сумму около 15 млрд рублей (16 млрд рублей в 2016 году, 6,4 млрд в 2013-м). Из них 7 млрд рублей уже поступили в бюджет. При этом 129 компаний в минувшем году избежали проверок, так как вовремя отреагировали на предупреждения налоговой инспекции.
Вняли предупреждениям
"Они вняли нашим предупреждениям, — говорит Валентина Корязина. — Сначала мы направляем письмо-уведомление, где указываем не только факт выявления рисков, но и разъясняем, в чем эти риски мы видим, где они существуют. И вот 129 плательщиков представили уточненные декларации, доплатили почти 2 млрд рублей – и проверок не было. Я считаю, что от такой формы работы выигрывает и государство, и налогоплательщик".
Читайте также:
Налоги
Более 200 петербуржцев вернулись из офшоров
Действительно, если по результатам выездных проверок в среднем каждому из 230 проверенных налогоплательщиков было доначислено по 65,5 млн рублей, то по результатам превентивной уведомительной работы компании, избежавшие проверок, в среднем доплатили по 15,5 млн рублей. То есть добровольная подача уточненной декларации в среднем получается более чем в 4 раза выгоднее для бизнеса, чем ожидание выездной налоговой проверки.
Опрошенные "ДП" налоговые юристы подтвердили этот тренд. Как результат, из года в год количество налоговых проверок сокращается. Для сравнения: в 2016 году было проверено 300 предприятий, а 3 годами ранее — более тысячи.
Предложение, от которого сложно отказаться
"Они налогоплательщика стращают и собирают деньги в бюджет, — комментирует ситуацию управляющий партнер Borenius в Петербурге Андрей Гусев. — Создается такой информационный фон, при котором налогоплательщик предпочитает заплатить 20-30% от возможной претензии и закрыть вопрос на предпроверочном этапе. Большую роль здесь играет уголовное право: в соответствии с совместными методическими рекомендациями ФНС и Следственного комитета, проверка в том числе направлена на сбор доказательственной базы для возможного уголовного дела против генерального директора или собственника бизнеса".
С коллегой согласен управляющий партнер "Ильюшихин и партнеры" Иван Ильюшихин: "Сейчас большинство компаний добровольно подает уточненные декларации. Дело в том, что очень резко поменялась судебная практика: до 80% дел разрешается не в пользу налогоплательщиков. Это дает возможность налоговой еще до проверки сделать бизнесу предложение, от которого крайне сложно отказаться: можно заплатить в бюджет вот эту сумму добровольно — или мы потом найдем гораздо больше".
В ответ на недовольство юристов Валентина Корязина возражает, что все уведомления компаниям делаются отнюдь не голословно, а по результатам большой аналитической работы по поиску налоговых рисков: благо имеющиеся у налоговиков информационные базы и ПО позволяют находить эти риски максимально эффективно.