"Не являются законным средством платежа". Минфин опубликовал законопроект о криптовалютах

Сувенирная монета криптовалюты биткоин
Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Сувенирная монета криптовалюты биткоин
Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС

 Минфин обнародовал проект закона о криптовалютах в России – они не являются средством платежа в нашей стране, продавать их могут только юрлица. Организаторы ICO обязаны раскрыть всю информацию по участникам сделки. Неквалифицированные инвесторы смогут купить токены на сумму не более 50 тыс. рублей. Налогообложение с оборота криптовалют не предусмотрено.

Минфин обнародовал законопроект "О цифровых финансовых активах", в котором дал определения криптовалюте, токену, майнингу и ICO (процедуре первичного размещения токенов). Согласно документу, операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица. "Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации", — указывается в законопроекте. Нормы о налогообложении таких активов в документе не упомянуты.
Законопроект устанавливает правила выпуска токенов — цифровых финансовых активов, которые могут выпускаться юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для привлечения финансирования. Согласно документу, у токена определенного вида может быть только один эмитент. При этом неквалифицированные инвесторы смогут приобретать в рамках одного выпуска (ICO) токены на сумму не более 50 тыс. рублей.
Операторы криптовалютных бирж должны регистрироваться как юридические лица и соответствовать федеральным законам "О рынке ценных бумаг" и "Об организованных торгах". Организаторам ICO в документе предлагается обязать раскрывать информацию о бенефициарах, месте нахождения эмитента, сведения о лицах, осуществляющих депозитарную деятельность, правах держателей токенов и порядок их осуществления.
Минфин подчеркивает, что использование криптовалют на территории России в качестве средства платежа не предполагается. При этом, отмечает Минфин, по законопроекту имеется разногласие с Банком России в части предусмотренной возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество. По мнению ЦБ, данные сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования.
Ведомство также завершает разработку проекта федерального закона, предусматривающего определение в законодательстве РФ понятия "денежные суррогаты", а также установление ответственности за их использование в качестве средства платежа. "Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью сохранения конституционного статуса рубля в качестве единственного законного платежного средства и обеспечения стабильности финансовой системы РФ", — отмечает ведомство.
"Деловой Петербург" приводит текст документа полностью.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О цифровых финансовых активах»
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
Цифровая транзакция — действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.
Цифровая запись — информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.
Реестр цифровых транзакций — формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.
Распределенный реестр цифровых транзакций — систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.
Участники реестра цифровых транзакций — лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
Валидатор — юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
Оператор обмена цифровых финансовых активов — юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.  № 325-ФЗ "Об организованных торгах".
Валидация цифровой записи — юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.
Майнинг — предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.  
Криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
Токен — вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.
Смарт-контракт — договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Защита прав участников (сторон) смарт-контракта осуществляется в порядке, аналогичном порядку осуществления защиты прав сторон договора, заключенного в электронной форме.  
Цифровой кошелек — программно-техническое средство, позволяющее хранить информацию о цифровых записях и обеспечивающее доступ к реестру цифровых транзакций. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Статья 3. Особенности выпуска токенов
1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена определенного вида может быть только один эмитент. Лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. рублей. При этом приобретение токенов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления приобретаемого им токена на специальный счет, открываемый приобретателю оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.
В случае приобретения токенов лицами, являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, цифровой кошелек, используемый для хранения информации о приобретаемых квалифицированным инвестором токенах и порядке его доступа к реестру цифровых транзакций, может быть открыт на имя такого квалифицированного инвестора.
2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:
— опубликование эмитентом токенов в сети в информационно-телекоммуникационной сети Интернет оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов (далее — публичная оферта о выпуске токенов), инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов;
— заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.
3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:
сведения об эмитенте и его бенефициаре (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициара (при наличии), место нахождения постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициара (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
сведения о валидаторе: полное наименование (для физического лица — фамилия, имя и отчество) валидатора, осуществляющего валидацию цифровых записей в реестре цифровых транзакций выпускаемых токенов, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (для физического лица — адрес места жительства), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);
права, предоставляемые владельцу токена, и порядок осуществления таких прав;
цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;
дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;
порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;
указание на то, что лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. рублей;
правила ведения реестра цифровых транзакций;
информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций;
иные сведения, определенные эмитентом.
Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица — эмитента или индивидуального предпринимателя-эмитента.
Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.
4. Инвестиционный меморандум должен содержать:
сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды хозяйственной деятельности;
сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;
основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае, если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки реализации проекта;
иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.
Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица — эмитента или индивидуальным предпринимателем — эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.
5. Оферта о выпуске токенов, инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.
До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.
Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов
1. Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом указанные сделки, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №325-ФЗ "Об организованных торгах", должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.
2. Сделки по обмену цифровых финансовых активов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляются только путем зачисления или списания цифровых финансовых активов со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о цифровых финансовых активах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций. Порядок открытия и ведения указанных специальных счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.
Президент Российской Федерации