Список влиятельных российских чиновников и бизнесменов, составленный в Вашингтоне, прямой угрозы не несет — но наверняка достигнет цели предупредительного выстрела в воздух.
Самое занятное в так называемом "кремлевском списке", подготовленном в казначействе (по-нашему — минфине) США, переполошившем российскую элиту, это то, что непонятно, зачем список нужен. В целом ничего сверхъестественного в нем нет — точнее, в той части, что обнародована. Это перечень высших политических должностей России и крупнейших бизнесменов, именуемых в документе олигархами.
Чиновники попали в список по должности — высшее руководство администрации президента, члены кабинета министров и руководители других органов власти, а также спецслужб и крупнейших госкорпораций и компаний с госучастием более чем в 25% и доходами свыше $2 млрд. Все они, конечно, "близки к режиму", так как работают в нем. Предприниматели, 96 человек — по размеру состояния; как указано в документе, это те, кто, согласно достоверным открытым источникам, обладает более чем $1 млрд.
Доклад подчеркивает, что это не санкционный список, и включение в него "никоим образом не должно трактоваться как введение санкций в отношении этих лиц", а равно "не означает и не порождает какие-либо ограничения на отношения с такими лицами", и "не означает, что правительство США располагает информацией об участии этих людей в злодеяниях".
То есть даже появление в списке Георгия Полтавченко означает по большому счету только то, что американцы в курсе, что он возглавляет второй по величине и значимости регион страны. Проделана большая аналитическая работа.
Людей, которых принято считать членами неформального окружения Путина, таких как виолончелист Сергей Ролдугин, в списке нет. Примечательно, что в списки не попало руководство Центробанка — нет и главы компании "РОСНАНО" Анатолия Чубайса, хотя главы других госкорпораций присутствуют. Впрочем, "РОСНАНО", получившая в 2016 году прибыль в размере 4,5 млрд рублей, возможно, просто не попала под установленные критерии.
Конечно, куда интереснее могла бы быть секретная часть доклада, которая, как сказано, может включать в себя других лиц, в том числе формально занимающих не столь высокие должности или обладающих меньшим состоянием. Поскольку список подготовлен в исполнение закона "О противодействии противникам США посредством санкций", конгрессменам предстоит изучить возможные последствия от наложения санкций именно на этих людей (с некоторых пор санкциями в США занимается именно Конгресс, а не президент Дональд Трамп). То есть потенциально все эти люди могут персонально попасть под санкции, хотя могут и не попасть. Всех их, судя по тексту закона, будут изучать на предмет во-первых, любых проявлений коррупции, во-вторых, источников дохода, включая членов семьи, в-третьих, связей с Владимиром Путиным или другими членами российской правящей элиты.
Сам российский президент в списки традиционно не попадает — вопрос, почему так происходит, сродни популярному вопросу о том, почему никак не посадят в тюрьму Алексея Навального.
Риски очевидны, так как неопределенность во многом хуже самих санкций. Накануне начали действовать санкции в отношении 33 российских оборонных предприятий, установленные еще в октябре с отложенным сроком вступления в силу — среди этих предприятий и "Ростех", и ОАК с ОСК, и "Калашников", и Адмиралтейские верфи, и "Алмаз-Антей", и многие другие. Это создает значительные трудности для торговли продукцией российского ВПК.
Среди участников нового списка — и главы крупнейших российских банков начиная со Сбербанка, и госкорпораций, и "Аэрофлота", и Росатома, и все они могут столкнуться сейчас с недоверием зарубежных партнеров. За нами внимательно наблюдают, и это очевидно раздражает как российский истеблишмент, который попадает в подвешенное состояние, так и Кремль, который, несмотря ни на что, не может не испытывать давления со стороны потенциальных участников санкционных списков. И чем шире круг, тем больше давление — хотя публично российское руководство будет противостоять санкциям до последнего, речь идет уже не только о личных благах небольшого количества магнатов, но о проблемах государственного масштаба. Впрочем, поскольку список пока ничего сам по себе не означает, пространство для маневра у Кремля остается.