Самолет Ан-148 вошел в коммерческую эксплуатацию в 2009 году. Но некоторые авиакомпании по экономическим и техническим причинам уже отказались от эксплуатации этого воздушного судна. Происшествия с ним происходили и раньше.
В минувшее воскресенье в Подмосковье разбился Ан-148 RA-61704 "Саратовских авиалиний" — это первый потерянный самолет такого типа с пассажирами на борту. Ранее, в 2011 году, еще один Ан-148 RA-61708 разбился во время учебно-испытательного полета в Белгородской области, тогда погибло шесть членов экипажа, среди которых — представители заказчика (ВВС Мьянмы).
Также с самолетами этого типа случались серьезные инциденты и ранее. В 2017 году у RA-61706 при наборе высоты отказал один из двигателей, самолет совершил аварийную посадку в Саратове, а у RA-61711 при наборе высоты один из двигателей загорелся, самолет вернулся в аэропорт вылета (Талакан).
Так, в 2010 году RA-61701 начал резко пикировать с сильным креном на правый борт из-за короткого замыкания в электродистанционной системе управления. В 2012 году у него же при взлете отвалилось колесо шасси.
Производство остановлено
Ан-148 начали разрабатывать в 2000-х годах в КБ "Антонов" в Киеве в качестве замены для устаревшего Ту-134, это машина для протяженных маршрутов с небольшим пассажиропотоком.
Первый полет Ан-148 совершил в 2004 году, а коммерческие рейсы стал выполнять с 2009 года. Всего построено 43 самолета этого типа, большинство из них — не на украинском заводе "Авиант", а на воронежском ВАСО. Двигатели Д-436, используемые на этом самолете, начали разрабатывать еще в середине 1980-х в СССР.
Последний самолет выпущен в 2017 году, в этом году производство собирались законсервировать из-за эмбарго на поставку ряда комплектующих с Украины. Им удалось найти замену, однако сейчас заказов на этот самолет нет.
Пока еще летает
Крупнейшим эксплуатантом Ан-148 является Минобороны России, у которого 12 таких самолетов. Еще шесть самолетов у правительственного Специального летного отряда "Россия", два — у МЧС. В коммерческой авиации пять самолетов у иркутской авиакомпании "Ангара" и четыре, без учета потерянного, — у "Саратовских авиалиний". Руководство авиакомпании "Саратовские авиалинии" (авиакомпания обслуживает Ан-148 собственными силами) временно приостановило полеты всех своих самолетов Ан-148. "Ангара" не планирует приостанавливать эксплуатацию Ан-148 на время расследования крушения, сообщили в иркутском холдинге "Истлэнд" (владеет авиакомпанией "Ангара").
Два борта имеются у северокорейской авиакомпании Air Koryo, которые летают из Пхеньяна в китайские Пекин и Шеньян и иногда во Владивосток.
Ранее на Ан-148 летали также украинский "Аэросвит" (обанкротилась в 2012 году), воронежский "Полет" (обанкротился в 2014 году) и "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Самолеты "Полета" переданы авиакомпании "Ангара", а самолеты "Аэросвита" сначала передали в МАУ, а сейчас они используются для перевозки руководства Украины, в том числе президента страны Петра Порошенко.
Невыгодный самолет
Шесть первых серийных машин в 2009-2015 годах эксплуатировала авиакомпания "Россия", которая вывела их из состава флота с началом кризиса на рынке авиаперевозок. "Приостановка эксплуатации Ан-148 является частью антикризисных мероприятий, связанных с происходящими в отрасли изменениями. Реагируя на ситуацию на рынке авиаперевозок, авиакомпания "Россия" производит оптимизацию операционной деятельности. Ввиду того что экономическая эффективность Ан-148 по совокупности параметров, включая цену на кресло-километр, ниже, чем у других типов в парке ВС компании, сокращение провозных емкостей достигается в первую очередь приостановкой эксплуатации этого типа ВС", — приводит FrequentFlyers.ru комментарий пресс-службы авиакомпании.
"Самолеты в конце 2016 года были переданы от авиакомпании "Россия" в сублизинг авиакомпании "Саратовские авиалинии", — рассказал dp.ru источник в отрасли. "Никакого отношения к эксплуатации либо поддержанию летной годности ВС Ан-148 RA-61704 авиакомпания "Россия" не имеет", — сообщили в пресс-службе "России".