На рынке премиальных смартфонов после ухода легендарного Vertu не появилось успешных последователей. Эту нишу заняли ювелирные дома и производители чехлов для iPhone, а также люксовые флагманы от Samsung, LG и Huawei.
Бренд люксовых смартфонов Caviar подарит золотые iPhone X с триколором отечественным атлетам, которые получат золотые медали на Олимпиаде в Пхенчхане — пестрят заголовки электронных СМИ. Очередная рекламная кампания итальянского ювелирного дома Caviar с российским менеджментом станет одним из немногих напоминаний о сегменте премиальных смартфонов, который переживает кризис после банкротства Vertu.
В июле 2017 года этот британский производитель был вынужден закрыть производство своих смартфонов из–за отказа кредиторов реструктурировать долги на общую сумму $165 млн. За свою почти 20–летнюю историю Vertu смогла продать около 500 тыс. телефонов. Права на бренд и технологии сохранились за последним владельцем бренда, компанией Baferton турецкого бизнесмена Хакана Узана.
В августе прошлого года Vertu устроила своеобразную распродажу смартфонов. Так, модель Vertu Signature с корпусом из золота 18 карат и черной кожи аллигатора, которая ранее стоила за $20 тыс., продавалась за $1,5 тыс. Vertu Ti Ferarri, который на момент выпуска в 2013 году оценивался в $16 тыс., был продан за $670. С молотка ушла полная коллекция музея Vertu — всего 105 экземпляров, которые были оценены в $26 тыс.
Изначально компания создавалась в 1998 году как премиум–подразделение финской Nokia, в 2007 году она была продана за 200 млн евро шведской EQT. Новый собственник, как, впрочем, и его последователи, не смог сделать этот бизнес прибыльным. Бренд Vertu сменил за последние 5 лет троих владельцев.
Ключевой особенностью Vertu было не только собственное производство телефонов, но и внутренняя экосистема, своеобразный элитарный клуб пользователей бренда. В частности, для каждого владельца телефона был предусмотрен индивидуальный консьерж. Главным соперником Vertu стали технологически более продвинутые флагманы iPhone, которые по желанию можно сделать более привлекательными и дорогими, например, инкрустировать золотом и драгоценными металлами.
Мобильная агитация
В последние годы Vertu пытался вернуться к прибыльности на фоне ужесточившейся конкуренции с другими брендами. В их числе была итальянская ювелирная компания Caviar, которая с 2015 года управляется из России. Бренд работает с флагманами Apple.
В июле прошлого года представители Caviar заявили о намерении приобрести Vertu за 40 млн евро. Caviar даже представила концепт одного из последних флагманских смартфонов Vertu из коллекции Signature с "дизайном, отражающим национальный колорит России" — росписью "под хохлому".
В самом Vertu пояснили, что переговоров не велось, и не исключили, что заявление может быть пиар–ходом Caviar. Незадолго до планов купить Vertu российско–итальянский производитель поглотил телефонное подразделение ювелирного дома Ouvri. Этот бренд, в частности, стал известен серией Cathedrale, в которой присутствовал бриллиантовый iPhone 8 с мозаикой Исаакиевского собора.
За последние несколько лет Caviar отметился рекламной кампанией в поддержку президента РФ Владимира Путина, сотрудничеством со звездами спорта и шоу–бизнеса. Первый смартфон, Supremo Putin от Caviar, появился в 2014 году. В преддверии президентских выборов компания поддержала инициативу Александра Овечкина, запустившего акцию Putin Team, выпуском смартфона с эмблемой движения. В прошлом году Caviar дополнили коллекцию смартфонов "Достояние России" моделями, посвященными черной икре, жар–птице и Большой императорской короне. К столетию ФСБ компания представила iPhone X с портретом Феликса Дзержинского, выполненный из кожи аллигатора, покрытый золотом и титаном. В 2018 году iPhone X от Caviar "одели" в камуфляж в честь 100 лет Красной армии.
Техно–люкс
Люксовые смартфоны собственного производства продолжают выпускать, в частности, компании Mobiado, Tonino Lamborgini и Gresso. Их телефоны имеют оригинальный дизайн и отделку из дорогих материалов. На российском рынке цена на эти телефоны доходит до 300 тыс. рублей. Однако указанные бренды не занимают существенной доли и вообще малозаметны на рынке.
Для любителей эксклюзивных, но не вызывающе роскошных аппаратов крупные мировые производители смартфонов предлагают лимитированные дизайнерские версии своих флагманских моделей.
В их числе такие необычные на сегодняшний день модели, как кнопочный Nokia 8 Sirocco и "раскладушка" W2018 от Samsung. Премьера телефона Nokia с флагманскими характеристиками и стоимостью за $793 (почти 50 тыс. рублей) ожидается на выставке Mobile World Congress 2018. Модель от Samsung уже ранее была презентована публике. Цена телефона, скорее всего, превысит стоимость предыдущей модели из этой серии W2017 ($3 тыс.), что втрое больше цены iPhone X.
Также стоит отметить амбициозный китайский бренд Huawei, выпустивший, в частности, высокопроизводительную модель Mate 10 Pro Porsche Design за 1395 евро (в России его продают за 140 тыс. рублей). К числу эксклюзивных смартфонов можно также отнести LG Signature Edition из керамики Zirconium Ceramic и с особой гравировкой для каждого клиента.