До выборов президента остается меньше двух недель. В этом году в выборах участвует сразу восемь кандидатов – больше, чем когда-либо за последние 18 лет. "ДП" разобрался, кто же именно спонсирует президентскую гонку.
В России 18 марта 2018 года состоятся выборы президента. Едва ли найдется заинтересованный в политике человек, считающий, что существует интрига вокруг фигуры будущего президента, но тем не менее все кандидаты стараются вести хоть какую-то политическую борьбу, а это требует финансовых вложений.
Есть три основных источника денег для избирательного фонда: собственные средства кандидата, пожертвования физических лиц и переводы юридических лиц, в число которых входят и политические партии. Поддержка от партий не удивляет, потому что политические объединения, получившие на выборах в Госдуму больше 3% голосов избирателей, согласно закону, получают в течение 5 лет бюджетное финансирование, а точнее 152 рубля за каждый голос. Таких партий по итогам выборов 2016 года четыре: "Справедливая Россия", "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. До конца 2021 года эти партии получат из бюджета около 35 млрд рублей, часть из которых уже сейчас тратится на продвижение партийных кандидатов.
Явка на выборы президента из-за фактического отсутствия интриги вряд ли превысит 60%, и в таких условиях особый интерес вызывают те граждане и бизнесмены, кто готов рублем поддержать кандидата. "ДП" постарался выяснить, кто же эти люди.
Есть три основных источника денег для избирательного фонда: собственные средства кандидата, пожертвования физических лиц и переводы юридических лиц, в число которых входят и политические партии. Поддержка от партий не удивляет, потому что политические объединения, получившие на выборах в Госдуму больше 3% голосов избирателей, согласно закону, получают в течение 5 лет бюджетное финансирование, а точнее 152 рубля за каждый голос. Таких партий по итогам выборов 2016 года четыре: "Справедливая Россия", "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. До конца 2021 года эти партии получат из бюджета около 35 млрд рублей, часть из которых уже сейчас тратится на продвижение партийных кандидатов.
Явка на выборы президента из-за фактического отсутствия интриги вряд ли превысит 60%, и в таких условиях особый интерес вызывают те граждане и бизнесмены, кто готов рублем поддержать кандидата. "ДП" постарался выяснить, кто же эти люди.
Сергей Бабурин, 7,69 млн рублей
Избирательный фонд Сергея Бабурина меньше чем за месяц до выборов составляет лишь 7,69 млн рублей и заполнен только на 1,9%. В роли главных спонсоров президентской кампании Бабурина выступают граждане России. От физических лиц на счет Бабурина поступило 7,63 млн рублей, остальные деньги — собственные средства кандидата. Согласно данным отчетов ЦИК, на конец февраля из этих средств потрачено 3,1 млн рублей.
"Это люди, которые внесли свой вклад в кампанию, исходя из своих убеждений. Они хотели поддержать кандидата, отстаивающего "русский выбор" страны. В этом отношении мы можем говорить о финансовом патриотизме. Мы уверены в том, что пожертвования еще будут, но в каких размерах, сказать очень сложно. Как видно из размеров фонда, наши жертвователи — это люди, которые не обладают гиперфинансовыми возможностями. Кстати, они из разных регионов. Сергей Николаевич — кандидат не от власти или бизнес-кругов, поэтому называть фамилии наших жертвователей, скорее всего, нет смысла", — сообщил руководитель пресс-службы кандидата от "Российского общенародного союза" Дмитрий Соин.
Павел Грудинин, 171,7 млн рублей
Павел Грудинин, старт которого в условиях современной России был сравнительно неплохим, сумел привлечь в свой избирательный фонд чуть больше 171 млн рублей. Из этой суммы 36,9 млн рублей сменщику Зюганова пожертвовали пять юридических лиц, в том числе 20 млн рублей непосредственно КПРФ. Кстати, на апрель прошлого года на счетах коммунистической партии было более 1,3 млрд рублей, но как следует вложиться в выборы партийные деятели почему-то не захотели. Всего в 2016 году партия располагала суммой 2,192 млрд рублей. Из них 1,385 млрд — бюджетные деньги, еще 667 млн — пожертвования от граждан и компаний и чуть меньше 100 млн — членские взносы.
Самыми большими взносами для КПРФ в размере 43 млн рублей отметились четыре связанные между собой компании: ЗАО "ПКП Кунцево", ООО "Расчетно-кредитный банк", ООО "Юг-Нефтепродукт" и ЗАО "Транснафта". Пост руководителя "ПКП Кунцево" занимает Сергей Шеряков, который раньше был членом совета директоров ООО "Расчетно-кредитный банк". Единоличным собственником банка на 100% является "Югнефтепродукт", которым, как и компанией "Транснафта", владеет Батыр Агаев, брат депутата Госдумы от КПРФ Бекхана Агаева.
Удивительно, но бремя финансовой поддержки Грудинина легло на юрлиц, в 2016 году не финансировавших КПРФ. Впрочем, компании, нашедшие средства для избирательной кампании, будь то СПК "Усольский свинокомплекс" или кооператив "Жерелево", так или иначе связаны с коммунистами. Например, директор Усольского свинокомплекса 81-летний бизнесмен Илья Сумароков сам является членом КПРФ и рассказывает о том, что на каждых выборах поддерживает соратников по партии. Грудинину бизнесмен-коммунист отправил самое крупное пожертвование от коммерческих структур — 13 млн рублей.
Даже принадлежащий самому Грудинину Совхоз имени Ленина выделил кандидату от коммунистов лишь 3 млн рублей. Отправившие по 500 тыс. и 400 тыс. рублей СПК "Жерелево" и ПК "Союз" также имеют руководителей или учредителей, очень близких к КПРФ.
Еще 3,1 млн рублей "кандидату от народа" пожертвовали граждане. Первый секретарь Санкт-Петербургского горкома КПРФ Ольга Ходунова рассказала, что не может раскрыть личные данные петербуржцев, финансово помогающих партии, но нескольких людей знает лично и что это абсолютно реальные люди, которые разделяют идеи КПРФ.
Владимир Жириновский, 398 млн рублей
Несмотря на рекордное количество попыток избраться президентом, а Владимир Жириновский пробовал это сделать уже 6 раз, именно его активнее всех поддержали российские бизнесмены: 182 млн рублей пожертвовали либеральным демократам 16 российских компаний. Удивительно, но среди них нашлась лишь одна компания, напрямую связанная с ЛДПР. Екатеринбургская компания "Уралфинансстрой" перечислила в избирательный фонд Жириновского 28 млн рублей. Бывший владелец компании, Эдуард Маркин, не раз избирался в Государственную думу от ЛДПР. Корреспонденту "ДП" удалось пообщаться с главным бухгалтером компании, которая сообщила, что для фирмы поддержка Жириновского не составляет финансовых трудностей, несмотря на лишь 5 млн чистой прибыли в 2016 году. Объяснять, почему сумма пожертвования больше, чем прибыль компании, сотрудница не стала.
"Почему мы решили профинансировать кандидата от ЛДПР? Есть такие дела, которые идут на перспективу, да и за какие-то прошлые дела нужно ему помочь. Кстати, хочу отметить, что наши перечисления очень строго проверялись и банком, и ЦИК", — в телефонном разговоре сообщила главный бухгалтер "Уралфинансстроя".
Еще по 28 млн рублей перевели компании "Грайс Групп", "Мегаполис", ТД "Мегаполис" и "Оверсиз". Корреспондент "ДП" дозвонился лишь до компании "Оверсиз", где категорично отказались подтверждать или опровергать факт перевода денег в избирательный фонд.
"Какая вам разница, кто спонсирует кандидатов? Это вообще не ваше дело! Вот если спонсоры сами захотят объявить о себе, то это уже другое дело", — заявила представитель компании.
Прямой связи с ЛДПР или Жириновским лично у этих компаний нет. Не смогли объяснить, почему эти компании стали спонсорами, и в ЛДПР.
9 млн рублей Жириновскому отправили физические лица. Еще 211 млн рублей на счетах Жириновского — это либо собственные средства кандидата, либо средства партии, которые, кстати, преимущественно состоят из бюджетных денег: из более чем 1,3 млрд рублей лишь 367 млн являются пожертвованиями от юридических и физических лиц, никто из которых ранее не был замечен в громких делах и ситуациях.
"Если кто-то из спонсоров решит объявить, что поддерживает Владимира Вольфовича, — это его право. Кого-то мы знаем, кого-то нет. Но чаще всего это искренние люди, которым симпатичен Жириновский, ЛДПР, наши идеи и предложения. Они могут помочь это воплощать в жизнь и делают это. Конечно, нам бы хотелось получать деньги от самых честных, самых национально ориентированных и полезных для общества предприятий. Но ключевой параметр здесь — законность", — рассказали в пресс-службе Владимира Жириновского.
Владимир Путин, 400 млн рублей
На свои четвертые выборы действующий президент России Владимир Путин отказался идти под знаменем какой-либо политической партии. Несмотря на это, его, как и в прежние времена, спонсируют фонды, связанные с "Единой Россией". 22 таких фонда и непосредственно партия "Единая Россия" в общей сложности внесли на предвыборный счет Путина ровно 400 млн рублей.
Как правило, эти фонды возглавляют крупные бизнесмены или чиновники. Так, Санкт-Петербургский фонд развития возглавляет Андрей Ломакин, вице-президент "Газпрома", учредитель Северной компании и директор "Петербургэнергосбыта". О том, почему через "Единую Россию" спонсируют избирательную кампанию президента, он предложил узнать у лидера регионального отделения партии спикера ЗС Вячеслава Макарова. "Вячеслав Серафимович входит в штаб Путина, активно занимается работой по выборам, но вопросами финансирования не занимается", — прокомментировала пресс-секретарь Законодательного собрания Елена Тимошенко. Среди учредителей фонда также числится член комитета Совета Федерации по социальной политике Виктор Абрамов, который имеет к Петербургу весьма опосредованное отношение.
Ситуация, когда действующие чиновники или другие знаковые фигуры возглавляют фонды поддержки Путина, распространяется и на другие регионы: в Москве, например, директором московского городского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития указана юрисконсульт исполкома МГРО партии "Единая Россия" Ольга Шешина.
Примечательно, что сами по себе фонды не являются коммерческими структурами, которые зарабатывают деньги. Однако ни в петербургском предвыборном штабе, ни в федеральном природу происхождения денег не раскрыли.
Вполне вероятно, что деньги на счета фондов поступили из партии, так как в плане финансовых ресурсов она безоговорочный лидер. В 2016 году единороссы сумели собрать более 8 млрд рублей, из которых 3,5 млрд — бюджетные деньги. Еще 4,2 млрд рублей пришли на счета партии как пожертвования от компаний и граждан. Например, Московский областной институт "Гидропроект" отправил ЕР 41,7 млн рублей, собственником юрлица является госорган в лице Минмособлимущества. И таких предприятий, которыми владеет государство, в списке жертвователей — десятки, причем это одни из самых щедрых.
Ксения Собчак, 146 млн рублей
Руководитель региональных штабов кандидата Тимур Валеев заявил, что пока Ксения Собчак не будет раскрывать инвесторов, утверждая, что обо всех людях, которые финансировали кампанию, станет известно во втором финансовом отчете кандидата, но он появится после выборов. Он отметил, что пожертвования идут также и от частных лиц.
Согласно отчету ЦИК, на 27 февраля на счет Собчак поступили от пяти физических лиц 12,3 млн рублей. Получается, что каждый из них вложил 2,4 млн рублей. Еще 19 млн вложила сама кандидат и заявила, что планирует довести эту сумму до 40 млн рублей. Всего же на избирательном счету кандидата 146 млн рублей. Получается, что все остальные деньги были вложены в ее кампанию юридическими лицами.
Несмотря на то что полный список спонсоров дочка первого губернатора Петербурга не раскрывает, о некоторых из них она заявила на пресс-конференции в конце февраля. Среди спонсоров телеведущая назвала издателя американского журнала Inс. в России Владимира Палихату, вложившего через свою компанию "Бизнес-Проперти" 28 млн рублей, петербургского предпринимателя-транспортника, гендиректора "Онего шипинга" Александра Рослякова и спонсора "Новой газеты", основателя Yota Devices Сергея Адоньева. Сам в спонсировании Собчак признался президент издательского дома ACMG Александр Федотов, однако точную сумму не назвал.
Максим Сурайкин, 1,4 млн рублей
Один из самых маленьких избирательных фондов у кандидата от партии "Коммунисты России" Максима Сурайкина — всего 1,4 млн рублей.
"У нас все жертвователи — это члены партии, сочувствующие. Большую часть внес сам кандидат. Так как мы ставим вопрос о смене социального строя, никаких олигархических структур у нас нет в спонсорах, как у некоторых кандидатов. Сейчас телеканалы дают много времени для агитации, так что даже такая небогатая партия, как наша, чувствует себя хорошо и уверенно. Наши члены привыкли работать бесплатно, и мы умеем проводить кампанию практически без средств, все же держится на идее. Так что все у нас получится", — заявил лидер петербургского отделения Сергей Малинкович.
Борис Титов, 149,7 млн рублей
Так как Борис Титов является еще и бизнес-омбудсменом страны, среди его жертвователей много больших компаний.
В списке спонсоров кампании бизнес-омбудсмена есть винодельческая фирма ПАО "Абрау-Дюрсо" (15 млн рублей), которая принадлежит Титову, алкогольная фирма "Алко-Трест" (20 млн рублей), Тинькофф банк Олега Тинькова, который вложил 10 млн рублей, крупнейший производитель алкогольной и безалкогольной продукции на Южном Урале "ЦПИ "Ариант" (10 млн), один из крупнейших производителей деталей и узлов трубопроводов в России АО "Конар" (5 млн), московский строительный центр "Синдика" (1,3 млн), ООО "Абинский ЭлектроМеталлургический завод" (2 млн) и другие компании. Всего на избирательном счете Бориса Титова 149,7 млн рублей, из которых 18,9 млн — это пожертвования 16 частных лиц, а остальные деньги — средства юрлиц, самого кандидата и партии.
Стоит отметить, что кроме "Абрау-Дюрсо" Титова другие компании ранее не были замечены в финансировании политических партий или кандидатов. При этом удивительно, что со спонсорами Партии роста фирмы, жертвовавшие на президентскую кампанию бизнес-омбудсмена, не пересекаются.
Григорий Явлинский, 97,6 млн рублей
О своем желании выдвигаться в президенты Григорий Явлинский заявил еще несколько лет назад. Это уже третья его попытка избраться президентом: первый раз он попробовал в 1996 году, потом в 2000-м и последний раз в 2012 году, но тогда ЦИК отказала ему в регистрации. Сейчас с этим у "яблочного" кандидата проблем нет.
На избирательном счете Григория Явлинского на 27 февраля было 97,6 млн рублей, по словам сотрудников его штаба, это все деньги партии. "Большая часть пожертвований проходит через партию, потому что нам так удобнее. Есть, конечно, и частные вклады, но они небольшие — несколько тысяч рублей было максимальной суммой взноса", — заявил представитель штаба Явлинского Николай Рыбаков. Он также отметил, что провод денег через партию позволяет лучше отслеживать источники финансирования и следить за тем, чтобы на счет кандидата не поступали иностранные деньги. Ведь согласно закону, за иностранное финансирование кандидата могут снять с выборов.
Важно уточнить, что партия "Яблоко" с 2017 года больше не получает государственного бюджетного финансирования, но смогла восполнить потерю этой статьи доходов с помощью привлечения финансирования от юридических лиц. Согласно партийному финансовому отчету за 2016 год, пять юридических лиц внесли на счет "Яблоко" по 43,3 млн рублей — максимально возможное пожертвование от одной компании. Столь щедрыми спонсорами были: Региональные общественные организации поддержки предпринимателей малого бизнеса "ЗАЩИТА", Альянс работников банковской сферы, Клуб изучения развития экономических школ "Экономика", "Содействие юридическому образованию населения", "Содействие отечественной культуре "Меценат-200" и коммерческая фирма "Элит стаил".
По стечению обстоятельств у некоторых из этих компаний одни и те же руководители и учредители. Например, Сергей Конуков является владельцем РОО "Защита" и руководит РОО "Содействие юридическому образованию населения", или Альянс работников банковской сферы и "Содействие отечественной культуре "Меценат-200" возглавляет Сергей Должиков. Дозвониться до партийных спонсоров и узнать, поддерживают ли они кампанию Явлинского, "ДП" не удалось, но уже к марту на счет Явлинского эти компании совместно перевели более 32 млн рублей. Вероятно, еще около 10 млн кандидат внес самостоятельно, потому что в итоге общий размер избирательного фонда Явлинского составил более 97 млн рублей, из которых уже 86 млн рублей были потрачены.
"Основные расходы кандидатов — это реклама на телевидение и полевая работа, то есть агитационные пикеты по всему городу, обходы жильцов и тому подобное. На втором месте идет наружная реклама и реклама в печатных СМИ и расходы на штабы. Самые дешевые статьи — это массовые мероприятия: митинги, концерты и т.п., — рассказывает политтехнолог Валентин Бианки. — Видно, что сейчас кандидаты тратят немного на все. Рекламы в СМИ немного, полевой работы почти нет".