"ДП" решили разобраться, в каком бизнесе помимо банальных служб доставки можно использовать беспилотные летательные аппараты. И есть ли вообще какие-то перспективы у этого направления.
На последнем модном показе Dolce&Gabbana на подиум вместо стройных красавиц под песню Кендрика Ламара вылетели дроны. Это уже не первый случай такого необычного использования беспилотников: известны дроны-официанты в Эстонии и Таиланде, а также экспериментальные дрон-такси. Ясно одно, что дроны могут быть не только модной игрушкой, но, по утверждениям экспертов, значительно преобразят (и уже преобразили) многие отрасли человеческой жизни.
Фермер на винтах
Дроны гораздо более экологичное средство, чем другие транспортные средства. Для их функционирования необходимо только электричество. Возможно, именно поэтому беспилотники так активно завоевывают сельское хозяйство. Дроны в сельском хозяйстве используются для мониторинга посевов, анализа почв и полей, посадки растений, ирригации, опрыскивания сельскохозяйственных культур против вредителей и многого другого. Поэтому получается, что один аппарат может решить несколько проблем, а это гораздо удобнее использования большого количества техники и человеческих ресурсов для достижения какой-то одной конкретной цели. Эксперты Zion Market Research предрекают значительный рост применения дронов фермерами. По их прогнозам, к 2021 году мировой рынок дронов в сельском хозяйстве достигнет почти $3 трлн. Единственным фактором, сдерживающим рост рынка, является малое количество профессиональных операторов по управлению беспилотниками и ограниченное время действия зарядки дронов. Разработки по решению этой проблемы ведут Google и Facebook. Они проектируют дронов, которые не только будут работать на солнечной энергии, но смогут иметь доступ к спутниковому Интернету и даже раздавать его. Поэтому такими летательными аппаратами можно будет управлять из отдаленных мест.
Наибольшая доля дронов в сельскохозяйственном секторе сейчас в Северной Америке, но ее догоняют Восточная Азия и Австралия. На данный момент известно, что Япония активно внедряет беспилотники в агропроизводство.
Ключевыми игроками на рынке беспилотников, используемых в сельском хозяйстве, являются такие мастодонты, как GoPro, Google, Boeing, Agribotix, Yamaha Motor и другие.
Статуя Христа и проектирование
В строительстве у беспилотников широкое применение: они нужны для проверки телекоммуникационных мачт, состояния заборов и сельскохозяйственных зданий. С их помощью прокладывают трубопроводы, ремонтируют и строят железные дороги. Сейчас дроны используются для безопасной проверки высотных конструкций: нет необходимости создавать строительные леса или использовать промышленных альпинистов, дроны дешевле и безопаснее.
В будущем, по мнению экспертов исследовательской компании Drone Industry insights, дроны все активнее будут привлекаться в строительное проектирование. Дроны с хорошей грузоподъемностью нужны для геодезии, исследования местности для будущего строительства. К тому же их легко использовать для визуализации будущих строительных объектов.
Беспилотники могут пригодиться и в 3D-моделировании. В 2015 году, например, Pix4D вместе с канадским производителем дронов Aeryon Labs Inc и Папским католическим университетом Рио-де-Жанейро создали первую точную трехмерную модель самого известного памятника Бразилии — статую Христа-Искупителя просканировали с помощью беспилотников. 3D-моделирование с помощью дронов значительно облегчит жизнь архитекторам, которым важно понимание ландшафта местности. Раньше для этого требовалось осматривать места для проекта самостоятельно или опираться на топографические карты, и то и другое требует больше времени и сил.
Кстати, еще есть шансы потеснить Google в картографии, если кто-то всерьез возьмется за использование технологий беспилотников для создания всемирных карт.
Перспективы и осторожность
Конечно, существует еще огромное количество областей, где дроны уже почти стали обыденностью. Фотография, военное дело, логистика. Дроны пригодились в энергетике и в службах спасения. Но тем не менее многие относятся к ним с осторожностью.
С 2015 года федеральное управление гражданской авиации США ввело обязательную регистрацию беспилотников. В 2017 году в стране уже было зарегистрировано 770 тыс. этих летательных аппаратов. В основном это касается промышленных дронов, отмечают в ведомстве, потому что многие американцы, купившие беспилотники для развлечения, и не думают их регистрировать.
В России обязательная регистрация дронов вступила в силу летом 2017 года, хотя до сих пор чиновники не определились, кто и как должен это делать. Существует система добровольного учета беспилотных воздушных судов UAVREG, но россияне тоже не торопятся заводить своему дрону паспорт. Известно, что суммарно за 2016 и 2017 годы в России было продано около 154 тыс. беспилотников, их цена варьировалась от 2-3 тыс. рублей до 96 тыс.
Примерно 65% мирового рынка производства дронов контролирует китайская компания DJI. В разное время показатели доходили до 70%. Хотя о количестве беспилотников конкретно в Китае сложно судить из-за отсутствия полноценной статистики.