"ДП" вместе с компанией Claims проанализировал данные Роспатента и узнал, на кого в Петербурге зарегистрировано больше всего товарных знаков, кто из правообладателей чаще всего ходит в суд и когда регистрация - не гарантия защиты бренда.
"ДП" с помощью компании Claims проанализировал данные Роспатента о товарных знаках, зарегистрированных в Петербурге. Большинство лидеров по количеству товарных знаков — крупные местные производители и международные холдинги, заводы которых работают в Петербурге и области. Правда, как выяснилось, даже максимальное количество регистраций не гарантирует игрокам полную защиту.
Главным открытием стала диспропорция между лидерами по количеству знаков, говорит Игорь Невзоров, управляющий партнер Claims. Например, у "Пивоваренной компании "Балтика" оказалось больше знаков по классу "кондитерские изделия" либо по классу "одежда", чем у крупнейших петербургских производителей в данных отраслях ("Фацер" или "Мэлон Фэшн Груп").
Действительно, "Пивоваренная компания "Балтика" — безусловный лидер по количеству зарегистрированных товарных знаков FMCG-сектора в Петербурге. В родной для нее категории "пиво и слабоалкогольные напитки" ей принадлежат права на 587 знаков, что уже само по себе рекорд. Но в общей сложности у "Балтики" свыше 1800 товарных знаков в 10 классах.
Такую диверсификацию по классам Игорь Невзоров связывает с высоким уровнем развитости компании в части защиты брендов. Производители пива и напитков имеют большой опыт в защите брендов, часто у них есть целые подразделения, которые занимаются развитием и защитой товарных знаков. Это позволяет им не допустить использования сходных маркетинговых приемов и решений в соседних сегментах, которые могут быть восприняты потребителями как ассоциативно связанные. "Основа для такого тренда была положена в 2006 году в рамках дела по бренду "Amro Невское", когда Высший Арбитражный суд сделал вывод о недопустимости паразитирования на известном пивном бренде при выпуске орешков и снеков для пива под аналогичным наименованием", — вспоминает Игорь Невзоров.
Итак, зачем "Балтике" 1,8 тыс. товарных знаков и в каких случаях даже такое их количество не спасло от проблем с конкурентами?
"Масштабная защита товарных знаков не была требованием западной компании с мировым опытом, а скорее это ответ на рыночные реалии. Популярность бренда и его высокое качество вызвали на определенном этапе появление самых различных товаров под названием "Балтика" и похожими логотипами", — подтверждает Елена Кузьмина, директор по интеллектуальной собственности и правовому обеспечению экспорта пивоваренной компании "Балтика" (входит в Carlsberg Group). В истории компании были случаи, когда под названием "Балтика" с использованием логотипов, схожих до степени смешения, появлялись пиво, сухарики, консервы, сигареты и даже водка.
Суды на китайском
"В некоторых случаях возможные нарушения права интеллектуальной собственности, в том числе использование товарных знаков, проще предвосхитить", — отмечает Елена Кузьмина. Она подчеркивает, что покушения на товарный знак сейчас для российского рынка пива скорее редкость. Но вот на рынке Китая, где "Балтика" работает уже 12 лет, в 2013 году на полках магазинов в северо-восточных провинциях появилась линейка напитков под товарным знаком Kuyadom, которая, по мнению представителей "Балтики", внешне практически копирует дизайн ее баночного пива. В марте 2016 года "Балтика" обратилась с возражением против предоставления правовой охраны такому товарному знаку в Апелляционный совет китайского патентного ведомства. Однако 28 февраля 2017 года ведомство вынесло по возражению компании негативное решение. "Балтика" обжалует его в вышестоящем Пекинском суде по интеллектуальным правам. Решение должно быть вынесено в течение ближайших двух месяцев. На втором месте после "Балтики" по количеству регистраций находится группа компаний "Орими", которой принадлежит 485 товарных знаков в одном классе — "кофе, чай". Как пояснили в компании, большое количество зарегистрированных знаков связано с огромным ассортиментом ее продукции. Напомним, "Орими Трэйд" производит чай Greenfield, TESS, "Принцесса Нури", "Принцесса Ява", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", кофе "Жокей" и Jardin.
В алкогольной отрасли нарушение прав на товарные знаки является довольно частым явлением, это связано с высокой прибыльностью нелегального бизнеса (производители нелегальной алкогольной продукции не платят налоги в бюджет и акциз), отмечают в пресс-службе ГК "Руст" (в Петербурге компании принадлежит 74 товарных знака в классе "алкогольные напитки"). Однако по бренду "Русский Стандарт" серьезных нарушений на рынке нет, в компании это объясняют тщательной защитой продукции как с технологической точки зрения, так и с юридической.
Третье место среди петербургских компаний занимает "Газпром нефть", которая, как и "Балтика", защищает свои интересы в целом ряде категорий. В общей сложности "Газпром нефти" принадлежат права на 423 товарных знака в семи категориях. Портфель товарных знаков "Газпром нефти" является самым крупным среди российских вертикально интегрированных нефтяных компаний и превышает 1 тыс. регистраций по всему миру (более 120 стран), сообщили в пресс-службе компании. Такой большой охват категорий в компании связывают с расширением розничного бизнеса. В сети АЗС "Газпромнефть" помимо топлива продаются сопутствующие товары под собственными брендами, масла Gazpromneft и G-Energy, кроме того, при АЗС работают кофейни Drive Cafe. Для экологических, социальных, спортивных проектов компания также использует собственные наименования, например, "Время Арктики", "Родные города" и другие.
"Большое количество знаков необходимо для защиты уникальных свойств конкретных товаров. Потребительский продукт — это не только название. Это цветовая гамма, структура упаковки, основные обещания бренда, выраженные в маркетинговых коммуникациях, — говорит Игорь Невзоров. — Чем серьезнее подходит компания к защите своих брендов, тем больше регистраций у нее появляется". Злоупотреблением можно назвать ситуацию, при которой компания регистрирует на себя товарные знаки в сферах, которые она явно никогда не планирует развивать. Например, если компания производит лекарства, регистрация товарных знаков по классу "алкогольные напитки", скорее всего, будет избыточной. Законодательство позволяет бороться с избыточными регистрациями, предоставляя любому заинтересованному лицу право оспорить знак правообладателя в соответствующем классе, если он не использовался в течение 3 лет для производства товаров в конкретной сфере бизнеса, напоминает Игорь Невзоров.
Мультфильмы в суде
В табачной отрасли споры об интеллектуальной собственности крайне редки и, как правило, не приводят к ощутимым экономическим и репутационным последствиям, говорит Яна Гуськова, директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям "БАТ Россия". По ее словам, если кто-то и покушается на товарные знаки "Бритиш Американ Тобакко", то происходит это по незнанию или из-за недостаточно тщательной проверки знака. Портфель компании включает около 200 марок — от популярных международных (Dunhill, Vogue, Kent, Rothmans и Pall Mall) до локальных, таких как "Ява". У петербургского юрлица 67 зарегистрированных товарных знаков.
Споры о том, нарушает ли товарный знак компании чьи-либо права, также встречаются нечасто: за последние 10 лет их можно пересчитать по пальцам, говорит Гуськова.
Противоположная ситуация сейчас складывается в категории игрушек и одежды. Права мультипликационных студий нарушаются постоянно. По данным Арбитражного суда, с начала только этого года студия анимационного кино "Мельница" подала более 100 исков о взыскании компенсации за нарушение прав на товарный знак, в основном к индивидуальным предпринимателям.
Студия анимационного кино "Мельница" зарегистрировала 28 товарных знаков по классу одежды, еще больше — по классу игрушек. "Я не считаю такое количество избыточным, компания регистрирует знаки, чтобы защитить продукцию от подделок, контрафакта, которые встречаются по всей России", — говорит сотрудник департамента защиты интеллектуальной собственности "Мельницы" Михаил Зубарев. По его словам, больше всего случаев нарушений в Москве, где просто больше потребителей, но и в Сибири, и в Приморском крае компания защищает свои интересы.
"Контрафакта среди игрушек все-таки больше, хотя нарушения в категории одежды тоже встречаются, — отмечает Михаил Зубарев. — Подделывают чаще всего то, что наиболее популярно у детей: это использование персонажей из "Барбоскиных" и "Лунтика". А те же "Богатыри" рассчитаны уже на более взрослую аудиторию".
Важное значение имеет активность лидеров рынка и степень их непримиримости к нарушениям. В тех отраслях, где активность выше, нарушений, как правило, меньше, а конкуренты ощущают опасность создания сходных до степени смешения продуктов, комментирует Игорь Невзоров. Основные отрасли товаров массового потребления, которые сегодня формируют значительную часть судебной практики, — пиво и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, молочные и мясные продукты. Статистика достаточно убедительно показывает, что степень проработки товарных знаков и юридических подходов к защите брендов в данных сферах часто становятся ориентиром для других отраслей.