Закон не позволяет самозанятым предпринимателям производить товары на дому. Однако рынок сертификации растет в том числе за счет домашних бизнесов.
Получение деклараций соответствия и добровольных сертификатов — все более заметная для малого бизнеса проблема, потому что число небольших производств продуктов активно растет. Становится, например, все больше мини–производств косметики. А также кондитерских, кулинарий, которые производят еду для определенной аудитории — веганскую, сыроедческую, халяльную. Однако предприниматели рассказывают, что возможности законодательства не соответствуют реальности. Выходит, что рынку такие компании все–таки нужны: их продукты пользуются спросом, заполняют пустые ниши и вырастают в крупные фирмы. Но при этом возможностей для легальной работы домашнего производства еды в России нет: критерии СанПиН не может выдержать ни одна квартира, даже если качество еды в итоге подтверждается в лаборатории.
Попасть на полку
Способов официально подтвердить качество своих продуктов у малых фирм немного, это декларирование соответствия, обязательная или добровольная сертификация. Но обязательной сертификации подлежат не все продукты, а у домашних производств вообще нет возможности привести производство в соответствие СанПиН. "Сейчас большинство фирм выдают сертификаты без заключений лабораторий, хотя это незаконно, — рассказывает предпринимательница, которая производит дома готовые блюда. — Потому что, по сути, декларации ничего не гарантируют: то, что ты сдаешь в лабораторию, может отличаться от того, что продаешь. Декларации просто покупают".
Более затратный способ подтвердить качество — добровольная сертификация. "Ориентироваться в ней крайне сложно, — рассуждает Алексей Ржанковский, гендиректор ООО "ЕвроЭкспертСтандарт". — Систему мало контролирует государство (реестров выданных документов нет, как и должного контроля проверяющих), что порождает безнаказанность и хождение по рынку множества поддельных сертификатов. А для клиента процесс за последние годы усложнился и подорожал, потому что лабораторий, аккредитованных в системе ГОСТ, все меньше".
Кого выбирать
Главная сложность для бизнеса в добровольной сертификации — выбор надежной компании, которая выдаст сертификат. Потому что хотя и у деклараций, и у сертификатов есть определенный срок действия, магазины часто считают недействительными документы, которые организация выдала, а потом, например, закрылась. Эксперты уверены, что документ действует до конца срока, даже если фирмы, выдавшей его, больше нет. В законе это прямо не прописано, но Алексей Ржанковский советует сослаться на ст. 25 ФЗ "О техническом регулировании". В ней указано, что срок действия сертификата определяет техрегламент и никаких условий, предусматривающих недействительность сертификата в связи с отзывом аттестата у выдавшей его компании, нет. "Но часто во избежание остановки действия аттестата органы по сертификации сами отменяют сертификаты, нарушения в которых выявила Росаккредитация", — добавляет Алексей Ржанковский. Сложившуюся ситуацию он считает очередным пробелом в законодательстве.
Всеволод Погодин, основатель системы сертификации "ЕАС Аудит", добавляет, что компания по сертификации должна быть включена в реестр Росаккредитации (для продукции) или реестр Росстандарта (для услуг). Проверить это можно на сайтах ведомств. "Искать компанию можно в Интернете, но есть смысл почитать отзывы ее клиентов. Единого реестра добровольных сертификатов нет, нужно направлять запрос в фирму, которая выдала документ, — разъясняет Всеволод Погодин. — Но он оформляется на бланке гособразца с номером, кодами продукции, водяными знаками". Так что распознать подделку опытному человеку не сложнее, чем определить фальшивую купюру.