Виктор Цисельский (32 года), создатель первого в Петербурге велокафе "1818", сначала заработал на велосипедах, а потом увлекся ими по–настоящему. В его кафе два зала: для велосипедистов и их колесных друзей. Еда упаковывается так, чтобы ее легко было взять с собой. Оборот в 2017 году составил 13 млн рублей.
Прежде чем открыть бизнес в Петербурге, Виктор Цисельский отточил свои предпринимательские навыки в Ростове. В 2013 году он открыл в городе, где тогда жил (бизнесмен родился в Таганроге), велопрокат. В лучший месяц прокат приносил ему 600 тыс. рублей выручки. Идею для бизнеса Виктор нашел в отпуске в Сочи. "Я хотел покататься и не обнаружил ни одного велопроката. Велосипед я все–таки нашел: по объявлению на заборе. Когда вернулся с отдыха, увидел, что и в Ростове рынок свободный", — рассказывает Виктор.
Для старта хватило 150 тыс. рублей: столько стоило купить 10 велосипедов и сделать ремонт помещения для пункта выдачи. Из–за благоприятного климата сезон в Ростове длился 8 месяцев: с марта до октября, пиковыми были апрель, май и сентябрь.
В 2015 году Виктор решил переехать в Петербург и продал бизнес. Тогда парк состоял из 100 велосипедов — в Ростове работали пять точек проката. "Так как этот бизнес сезонный, на зиму я улетал в Таиланд или Вьетнам. Там было много времени, чтобы подумать и понять, где я хочу жить", — рассказывает бизнесмен о том, почему решил сменить город. Петербург ему понравился во время одного из путешествий по России с велосипедом. "Я понял, что этот город в разы круче, чем Ростов: мне понравились люди, архитектура, менталитет и то, какие ровные дороги здесь для катания на велике", — объясняет он.
Хостел для спортсмена
Изначально у предпринимателя была идея открыть в Петербурге велохостел для таких же, как он, путешественников на колесах. В то время в городе уже был один, под названием Bedandbike Hostel. Чтобы изучить этот бизнес, Виктор специально жил в нем некоторое время. Однако после тщательного анализа рисков и особенностей рынка хостелов молодому человеку пришлось отказаться от этой идеи. Тогда он решил действовать по проверенной схеме и открыл в 2016 году велопрокат с веломастерской. Стартап просуществовал 4 месяца. "Я понял, что это нерентабельно из–за погоды, и вспомнил о своей давней мечте открыть кофейню. Тогда–то и пришла идея совместить эти два формата", — признается Виктор. Проект получил название "1818". Консультантом выступил Денис Кутюрин, создатель Funky Food.
Кафе в банке
Стартовый капитал составил 2,5 млн рублей: пригодились деньги от продажи ростовского велопроката. "Я открылся в бывшем помещении банка "Русский стандарт", где уже были все коммуникации. Это помогло сэкономить миллион рублей", — поясняет Виктор. С концепцией определились быстро: в кафе подают уличную еду со всего мира. Здесь есть капсалон (голландская кухня), птитим (израильская), рамэн (японская), арепа (венесуэльская), пучча (итальянская), том–ям (тайская) и уже привычные для всех шаверма, воки и пицца.
Идеи и рецепты блюд Виктор привозил из своих поездок. Для удобства еда в кафе упаковывается так, чтобы перекусить можно было, что называется, в седле. "Мы всегда рады вам и вашим велосипедам", — указано в меню. Для привлечения гостей в кафе также работают веломастерская и велопрокат. Ориентация кафе на велолюбителей оправдалась не полностью. "Только 15% из наших гостей приезжают на велосипеде, 20% интересуются прокатом. Но основные гости — безвелосипедные жители города: они приходят за атмосферой и едой. Летом к ним прибавляются туристы: в теплые месяцы 25% наших посетителей говорят на другом языке", — поясняет Виктор.
За капсалоном и птитимом заходят студенты и преподаватели Университета Лесгафта, Музыкального училища имени Римского–Корсакова, посетители Новой Голландии и Мариинского театра: кафе удачно расположилось на пересечении троп.
Лишней оказалась услуга зимней передержки для велосипедов: значимой прибыли она не принесла. Петербуржцы привыкли хранить велосипеды дома.
Антураж греет сердце
Средний чек кафе составляет 750 рублей. "Еда дает нам основной заработок. Все, что связано с велосипедами, скорее фишка и хобби", — поясняет Виктор и уточняет, что приезжающие на велосипеде заказывают самые простые и дешевые блюда.
Хотя велосипедисты оказались не самыми прибыльными клиентами, велокафе окупилось за 2 года. Сейчас Виктор готовится к открытию еще одного кафе на 40 посадочных мест с уличной кухней из разных уголков мира и ищет инвестора, готового вложить в проект 3 млн рублей.
"Ничего подобного в Европе лично я не видел. Кухня у "1818" очень хорошая, а велосипедный антураж греет сердце. Когда я иду в Мариинский, я всегда туда захожу. Место своего покупателя нашло", — говорит Кирилл Остапенко, владелец сети магазинов "Велодрайв".