Соседская война между жителями коттеджного поселка в Выборгском районе Ленобласти, за которой наблюдают наши судебные репортеры, продолжается сразу в нескольких судах Петербурга. На кону — точка подключения поселка к ЛЭП. Александр Алексеев утверждает, что отпайка принадлежит ему лично, а Валерий Гарифуллин с группой соседей обвиняет его в захвате общественного имущества и участии в сомнительных схемах освоения госзаказов, якобы практиковавшихся при прежнем руководстве "Ленэнерго". Судья Московского районного суда Ирина Гармаева, похоже, была бы рада, если бы конфликт разрешился без ее участия.
К большим перерывам участники процесса уже привыкли. Предыдущее заседание по иску Валерия Гарифуллина к Александру Алексееву в Московском районном суде состоялось еще 30 января 2018 года. И оно было далеко не первым из тех, которые посетили наши судебные репортеры, а они пришли в суд отнюдь не к началу самого судебного спора. А судебному спору, в свою очередь, предшествовали несколько лет досудебных конфликтов.
"Если бы не были пострадавшими
—не были бы слушателями"
30 января небольшой зал заседания суда Московского района не мог вместить всех слушателей. Помимо истца Гарифуллина, ответчика Алексеева и представителя Петербургской сбытовой кампании на предварительное заседание явились еще несколько жителей поселка Пески, дома которых были отключены от электричества в 2014 году. Со стороны Алексеева в суд явился только представитель его сторонников — Шутова, Капустиной и Андреевой (вызов которых суд удовлетворил в прошлом заседании).
— Сразу определите свой статус: вы не пострадавшие, вы слушатели? — спросила у заполнивших зал поселян судья Гармаева.
— Если бы не были пострадавшими, не были бы слушателями, — ответили ей поселяне.
Предварительное заседание началось с ходатайств сторон. Оба документа, которые представила сторона Гарифуллина, в материалы дела включены не были: судья Гармаева отказалась приобщать "ненадлежащим" заверенную копию свидетельства на выполнение разного рода действий и работ организации, которая предоставила суду схему присоединения ТП на 100 кВА. И копию рабочего проекта технологического присоединения ("проект реконструкции") который, по словам Гарифуллина, был предоставлен Алексеевым в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. В истребовании этих документов из материалов уголовного дела Гармаева уже отказала ранее. Сторона ответчика возразила о приобщении, при этом даже не ознакомившись с документом.
А вот ходатайство Алексеева о включении в материалы дела копии акта об осуществлении технологического присоединения было удовлетворено, несмотря на возражения истцов, которые пытались обратить внимание суда на дату подписания акта (26 января 2018 года, то есть за 4 дня до заседания). Как пояснила сторона ответчика, "это новый акт, который подписан Алексеевым и ПАО "Ленэнерго", который признает утратившим силу старый акт, то есть разрешение на мощность от 17 марта 2004 года. Это новый документ, который поясняет, что все мероприятия приведенные при подключении, в соответствии с этими нормами. Таким образом, никаких нарушений прав в отношении истца уже нету".
— Вы всегда документы составляете за два дня? — поинтересовалась судья Гармаева.
— Это не от нас зависит, — ответил Алексеев, и судья приобщила акт к материалам дела.
Вечером того же дня
Этот же документ был приобщен к материалам дела, которое рассматривалось судьей Калининского районного суда Натальей Ларионовой, на заседании по которому Гарифуллин и Алексеев встретились вечером того же дня, 30 января. Ответчиком здесь выступают представители АО "Петербургская сбытовая компания" и "Петроэлектросбыта". Предметом спора является незаконное (по заявлению истца) отключение домов в Песках от энергоснабжения.
Заседание вновь началось с отказов Гарифуллину.
— Хотели бы вызвать в качестве свидетеля Шутова, который осуществлял прием денег за оплату электроэнергии и передавал Алексееву, — ходатайствовал он. Но ответчики сочли вызов преждевременным:
— Мы еще не разобрались в том, в принципе, являются ли стороной по договору истцы, Гарифуллин с Тарасовой. Все это — не более чем разборки между жителями одного поселка. Мы не получали денег с Шутова, деньги мы получали от Алексеева, — заявила представитель "Петроэлектросбыта".
— Однако именно Шутов подписывал акты по узлам учета, поэтому он должен пояснить, каким образом происходило подписание актов! — возразил истец. Но ходатайство было судьей Ларионовой отклонено.
Представитель ПСК и в ходе всего заседания настаивала на том, что отключали они только Алексеева на основании "наличия задолженности на дату ограничения с учетом тех квитанций, которые были включены в дело в предыдущих заседаниях".
На этой ноте судья Ларионова отложила заседание до 14 марта. На него также явился наш судебный репортер.
Вопросы не по адресу!
На следующее заседание Алексеев (который привлечен к делу в качестве третьего лица) не явился. Юристы же ПСК и "Петроэлектросбыта" прибыли и снова поддержали ранее озвученную позицию:
— У нас стороной по договору выступал Алексеев, и отключали мы его на основании задолженности в 250 тыс. рублей. Отношения Алексеева и других жителей поселка к данному судебному процессу не относятся.
Тогда Валерий Гарифуллин ходатайствовал о приобщении к материалам дела письма "Ленэнерго" от 20 февраля 2018 года, которое, по его словам, подтверждает, что электроэнергия отпускалась всем жильцам поселка, "а не исключительно Алексееву".
— В отношении кого вводили ограничения? — спросил Гарифуллин юриста ПСК.
— В отношении Алексеева, но поясню, что я — Петербургская сбытовая компания, а не "Ленэнерго"! — раздраженно ответила та. — Все ваши вопросы вы организуете не по адресу. "Ленэнерго" осуществляет по заявке ПСК отключение. Какие объекты отключает "Ленэнерго" — вопрос к "Ленэнерго". Наша задача была определить точку поставки для Алексеева. Точка поставки для Алексеева — это ТП-675. Что отключали — это вопрос к сетевой организации.
— Скажите, узел учета вы проверяли у Алексеева? Вы проводили сверку по узлу учета?
— Сведений о том, что проверяли, у меня нет. У меня нет ни актов осмотра, ни актов освидетельствования. Но закон не говорит поставщику, который установил наличие задолженности, что он должен предварительно провести какой-то осмотр. Такой обязанности нет.
— Участвовали ли сотрудники ПСК в отключении?
— Не знаю, но могу уточнить.
— Я могу помочь вам ответить, — заявил Гарифуллин.
— Если вы знаете, зачем вопросы задаете?
Тогда в перепалку вмешалась судья Ларионова:
— Какие объекты, принадлежащие Алексееву, были отключены?
Этот вопрос сначала поставил юриста ответчика в тупик. Но после паузы она заявила, что отключался объект Алексеева — это ТП-675. Тогда судья адресовала следующий вопрос представителю "Петроэлектросбыта":
— Почему в актах не указаны конкретные земельные участки, которые были отключены?
— Указаны. Поселок Пески.
Суд отметил, что в деле представлены 12 актов сдачи-приемки узлов учета. Прокомментировать этот факт представитель ответчика не смог.
После этого судья Ларионова отложила дело на 22 марта.
В начале этого заседания (на которое явился и Алексеев) слово взял Гарифуллин:
— Мы бы хотели представить важнейший документ, — заявил он. — Это сам договор по спорному электроснабжению. Его в материалах дела нет вообще. И письмо ПСК, из содержания которого следует, что все земельные участки поселка Пески снабжались в рамках договора электроснабжения.
Документы были приняты в материалы дела. И суд перешел к прениям.
— Мы считаем, что отключение было незаконным, ведь изначально договор был заключен на 12 домов, — начал Гарифуллин. — Чем это подтверждается? Документом о технологическом присоединении, в котором указаны несколько жилых домов и мощность 100 кВт. Также это подтверждается материалами уголовного дела, из содержания которого следует, что Алексееву принадлежит всего 8 кВт. Соответственно, и мощность в договоре фигурировала бы не 100, а всего лишь 8 кВт. Также это в заявлении Алексеева, где прямо указано, что стороной по договору об электроснабжении являются 12 домов.
— На день отключения была задолженность 250 тыс. рублей, — гнула свое представитель ПСК. — Алексеев был уведомлен, но не предпринял никаких действий. А тот акт, что он является стороной по договору, подтверждается договором об электроснабжении. То, что Алексеев выступал по доверенности, в материалах дела не фигурирует. Наличие технологического присоединения не подтверждает договорных отношений с ПСК. Мы считаем, что данное дело направлено не на восстановление нарушенных прав, а на какое-либо изменение обстоятельств, которые ранее были установлены судом. После того как задолженность была погашена, от ПСК была направлена заявка в "Ленэнерго" на восстановление подачи электроэнергии Алексееву.
— Ситуация простая, — взял слово Алексеев. — По моему счетчику платили как бы все. Но! Сколько на самом деле использовалось электроэнергии, мне не известно. Удобно получать электроэнергию на 10 рублей, а платить 3 рубля.
— Мы подчеркиваем, что по договору между "Ленэнерго" и коллективом застройщиков Алексеев действовал как наш представитель! — возразил на это Гарифуллин. — ПСК прекрасно знала, что снабжается несколько домов. Имела возможно установить, кто исполняет, а кто не исполняет обязательство по договору. В каждом доме стоят счетчики. Задумайтесь, задолженность в 250 тыс. рублей! У Алексеева там не домик должен стоять, а завод!
— А я еще раз повторяю, что договор застройщики заключали с "Ленэнерго", и иск подан к ненадлежащему ответчику, — продолжала бить в одну точку представитель ПСК.
В итоге судья Ларионова быстро объявила, что в иске отказывает и что мотивировочная часть решения появится на сайте в середине апреля, после чего спешно покинула зал суда.
Быстро вышел из зала и Гарифуллин. За ним последовал представитель Тарасовой. В коридоре диалог Гарифуллина и Алексеева продолжился. "Это вы еще и не все знаете. Отпайка уже передана на баланс "Ленэнерго"!" — заявил он и покинул суд.
"Судья Ларионова оставила без внимания приобщённое к материалам дела вступившее в законную силу решение Выборгского городского суда по другому делу, в котором указано, что для электроснабжения всех потребителей, в интересах которых был заключён и исполнен договор технологического присоединения , Алексеевым был заключён один договор электроснабжения - от 18 марта 2003 года, — прокомментировал это решение Валерий Гарифуллин. — На основании этого протокола до июня 2014г. бесперебойно осуществлялось электроснабжение всех потребителей , поименованных в протоколе общего собрания застройщиков от 2002 года. Вполне вероятно, что привычка ответчиков посещать зал заседания незадолго до его начала , может оказывать влияние на содержание появляющихся в дальнейшем резулятивной составляющей решений. Видимо её также не впечатлили приходные ордера, подтверждающие факт оплаты потреблённой электроэнергии истцами и отсутствие у них задолженности за потреблённую электроэнергию.
Не смутил судью и факт бездоговорного потребления электроэнергии Алексеевым в период с момента изчезновения трансформаторной подстанции №675 и до погашения Алексеевым своей задолженности спустя почти полтора года. Не обратила судья никакого внимания и на принятые представителями Петербургской сбытой компании ( "Петроэлектросбыт") приборы учёта и схемы подключения 12-ти счётчиков, случившиеся 06.08.2007г.
Остался без внимания нечленораздельный ответ представителя ОАО"ПСК" Насекиной на вопрос судьи о том , какие объекты Алексеева всё-таки были отключены и на каких участках. Другими словами , суд не удосужился разобраться с тем, кого же в 2014г. представители Ленэнерго , Петербургской сбытовой компании и Алексеев всё-таки отключали : всех жильцов посёлка или только пятерых, которые не стали отказываться от своих прав на отпайку в пользу Выборгских электрических сетей.
Между тем в Выборге...
Дело Гарифуллина и Алексеева уже давно обросло судами и даже вышло за пределы города. Так, 20 февраля прошло заседание по уголовному делу в городском суде Выборга. Гарифуллин подал иск о том, что в отношении его дела грубо нарушаются сроки расследования, а следователь бездействует. Ответчик — следователь Чинилова — зашла в зал заседания еще до приглашения судьи, при этом секретаря заседания в зале в тот момент не было.
В начале заседания Гарифуллин и его адвокат полчаса оглашали список многочисленных постановлений, подтверждающих, что в отношении дела следователем была допущена волокита и грубо нарушены сроки расследования. Многочисленные постановления о приостановлениях, отменах этих постановлений и возобновлений следствия она читала еле слышно. Зато громко и четко делала замечания участникам процесса. Неохотно на вопросы судьи отвечала и следователь Чинилова. Гарифуллин обратил внимание суда на то, что "поручения, которые были даны следователю, не были выполнены":
— Мы не просим крови и наказания Чиниловой, мы просим, чтобы нормально производилось уголовное дело!
— Как затрудняется доступ потерпевшего к правосудию и как суд должен восстановить его в правах? — поинтересовалась у Гарифуллина судья голосом стоматолога.
— Уважаемый суд, три года истина по делу не установлена. Шесть лет люди сидят без света! Восстановить в правах потерпевшего можно, приняв законное решение: из девяти постановлений о прекращении ни одно не является законным. Ваша честь, обратите внимание на нарушения по продлению сроков!
— Но как? Как суд должен устранить данные нарушения?
— Те письменные указания прокуратуры, которые были даны следователю в 2015 году, до сих пор не выполнены! Приостановив дело в последний раз, прокуратура даже не удосужилась проверить выполнение требований, поэтому мы обратились к вам! Без света сидят люди. Им по 70 лет, там кандидаты наук! Пожилые свои права защищать не могут, поэтому мы здесь!
— Вы понимаете, сейчас холода, они сидят без света, а следователю все как-то легко и просто, — поддержал своего клиента адвокат Гарифуллина. — Мы еще раз прекратим, еще раз отменим, и так будет бесконечно!
Судом было частично удовлетворено ходатайство истца. Следствие возобновилось.
"Это уголовное дело № 262811, возбуждённое в ноябре 2014 года по факту незаконного присоединения ТП-291 и ТП-1943 десятки раз приостанавливалось и возобновлялось с многочисленными нарушениями УПК, — комментирует Валерий Гарифуллин. — Кроме того, трижды были предприняты попытки его незаконного прекращения. Другими словами, четвёртый год уголовное дело "глухарится", прокуратура осуществляет "управляемый" надзор, нарушения тиражируются потоком как из рога изобилия, начиная с 2012г. более 50-ти заявленийна Алексеева, принятых в Рощинском отделение полиции № 89, в дежурной части районных УМВД по СПб и Выборга, Следственном комитете РФ Московского, Приморского районов СПб, а также Выборга. Судом установлено бездействие следователя Чаниловой,проигнорировавшей прямые указания руководства ГСУ УМВД по СПб и ЛО, а также Выборгской городской прокуратуры!"
"Ну все, рот закрой!"
Тем временем после практически двухмесячного перерыва вернулась к рассмотрению дела и судья Гармаева. Сначала все участники дела, а также наш судебный репортер, собрались в коридоре перед залом суда. У всех на глазах в зал первой вошла адвокат Алексеева. Она была внутри несколько минут, после чего вышла, а затем судья Гармаева пригласила всех в зал.
В начале заседания выяснилось, что у представителя Тарасовой не было с собой доверенности, а, по словам судьи Гармаевой, "Тарасова была извещена надлежащим образом о судебном заседании". Хотя ее представитель утверждал, что повестку для нее от суда не получал.
Рассмотрение дела началось с ходатайства от ПАО "Ленэнерго", которое является соответчиком по иску, о том, чтобы в который раз отложить рассмотрение дела, в связи с обсуждением вопроса о передаче отпайки Алексеева на баланс "Ленэнерго" и необходимостью оформить некоторые документы.
Судья сообщила и о том, что, как и в суде Калининского района, акт, представленный Алексеевым в конце января, был аннулирован.
Гарифуллин попытался приобщить свои письменные объяснения, в которых ссылался на материалы уголовного дела и судебных актов из арбитражного суда. Фотокопии были подписаны следователем. При этом судья, а за ней и Алексеев заявили о ненадлежащем оформлении документов. По мнению адвоката Алексеева, эти копии не соответствуют принципу относимости. Приобщение этих документов Гармаева отклонила.
После перерыва судом (в который уж раз!) был поднят вопрос о мирном урегулировании спора.
— Ну в чем проблема? Я не могу понять, в чем проблема? — повторяла и повторяла судья Гармаева. Но, как у нее было все меньше надежды, что спор разрешится сам собой, так и у истцов таяла надежда на то, что Екатерина Гармаева примет наконец судебное решение.
— Вообще-то у нас нет Тарасовой. Представитель, я точно помню, что вы получали для нее повестку! — вернулась к поднятому в начале заседания вопросу судья и вновь предложила отложить заседание. Алексеев после небольшого совещания с адвокатом заявил, что по поддерживает ходатайство "Ленэнерго".
— В четверг состоялся суд в Калининском районе. По иску Гарифуллина. Там уже было решение суда, что опять же, подтверждает, что он к подстанции не имеет никакого отношения, — заявил он.
— Ответчик ссылается на еще не вступившее в силу решение, — парировал Гарифуллин.
— А тебя не спрашивают … ну все, рот закрой! — перебил его Алексеев. Несмотря на дружную поддержку ответчиков, в ходатайстве "Ленэнерго" было отказано.
Однако заседание все же было перенесено — но уже из-за неявки Тарасовой.
— Я обращаю внимание, что пока мы заседаем, Алексеевым и Выборгскими сетями предпринимаются незаконные действия по получению новых актов! — сказал Гарифуллин и отметил, что письмо с предложением о мирном урегулировании Алексееву уже направлялось.
— Я не читал никакого письма! — возразил Алексеев.
— Читать научись! — громко предложил ему Гарифуллин.
— Рот закрой, чучело! — ответил ответчик, и на этой оптимистичной ноте судья Екатерина Гармаева отложила заседание до 10 мая.
Старый спор
Напомним, Алексеев и Гарифуллин, соседи по довольно приличному коттеджному поселку в поселении Пески у Приморского шоссе, спорят за контроль над точкой технологического присоединения поселка "29-й километр" к магистральной ЛЭП Выборгских сетей "Ленэнерго".
Населенный пункт, где живут Алексеев и Гарифуллин, построен в начале 2000-х годов. По версии Валерия Гарифуллина, в 2002 году жители коттеджей сообща собрали $50 тыс. на подключение к электросети "Ленэнерго". На эти средства были построены отпаечная линия и трансформатор. Официальным представителем жителей общим собранием домовладельцев был выбран Александр Алексеев. В 2003 году между ним и "Ленэнерго" был заключен договор присоединения (в котором указано, что Алексеев действует в интересах группы застройщиков коттеджей), а в 2004 году, когда отпайка была подключена к ЛЭП, Алексеев получил от "Ленэнерго" разрешение на мощность.
В 2014 году у Алексеева и Гарифуллина возникли разногласия по оплате электроэнергии. По версии Гарифуллина, Алексеев установил новый трансформатор и подключил к нему поселок, а общий, установленный в 2003 году на деньги жителей 29-го километра — отключил и демонтировал, после чего пять домов, принадлежащие Гарифуллину и его сторонникам, остались без света.
Гарифуллин подал исковое заявление в Московский районный суд о признании технологической схемы, по которой подключен трансформатор Алексеева, не соответствующей техническим условиям, выданным "Ленэнерго" в 2003 году.