По итогам года прибыль ретейлера выросла на 40,8%, наблюдательный совет X5 рекомендовал направить на дивиденды 21,6 млрд рублей."ДП" поговорил с экспертами, почему компании удается наращивать прибыль и выручку темпами, которыми не могут похвастаться ее конкуренты.
Чистая прибыль российского ретейлера X5 Retail Group по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2017 году выросла по сравнению с показателем 2016 года на 40,8%, до 31,39 млрд рублей. По всей видимости, хорошие результаты не прошли для акционеров даром. Наблюдательный совет компании рекомендовал направить на дивиденды 21,6 млрд рублей. Это 69% чистой прибыли по МСФО за 2017 год. До этого компания не платила дивиденды.
Выручка X5 Retail Group по итогам 2017 года выросла по сравнению с 2016 годом на 25,3% и составила 1,295 трлн рублей. В компании такие результаты связывают с устойчивым ростом сопоставимых (LFL) продаж и значительным ростом торговой площади. Ретейлер открыл в прошлом году рекордное количество новых магазинов — 2934 и увеличил торговую площадь на 1178 тыс. м2. Это крупнейшая программа открытий Х5 в истории.
Быстрее рынка
"Наша компания продолжала развиваться быстрее рынка и достигла своих целей как по динамике роста и повышению эффективности бизнеса, так и по адаптации бизнеса для лучшего удовлетворения потребностей покупателей, — заявил главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман. — В 2017 году мы достигли положительного темпа роста LFL продаж во всех трех форматах, который составил 5,4%".
Х5 Retail Group является крупнейшим в России ретейлером по размеру выручки. По числу магазинов его обходит "Магнит". 47,86% акций Х5 принадлежит "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, 11,43% владеет Intertrust Trustees Ltd. (Axon Trust), 0,06% — руководство Х5, 0,01% приходится на казначейские акции, в свободном обращении находятся 40,63% бумаг.
На фоне убытков
На фоне конкурентов компания показывает впечатляющие результаты. Если у Х5 в прошлом году чистая прибыль выросла на 40,8%, у ближайшего конкурента "Магнита" она практически на столько же упала — на 34,7%. Выручка краснодарского ретейлера выросла, но незначительно — на 6,37%. Напомним, что в этом году противостояние двух розничных гигантов вышло на новый виток. X5 Retail Group обошла "Магнит" по годовой выручке и стала лидером рынка.
Еще один конкурент X5 Retail Group, "Дикси", по итогам прошлого года и вовсе отчитался о рекордном в своей истории убытке. Он составил 6 млрд рублей. Выручка ретейлера за 2017 год тоже сократилась, падение составило 9%. Лучше ситуация в компании "О’Кей", ретейлер в 2017 году увеличил выручку на 1,1%. Но рост ретейлеру обеспечил формат дискаунтеров. По итогам 2017 года выручка магазинов "Да!" выросла на 81,8,%, а вот выручка магазинов "О’Кей" за тот же период снизилась на 1,6%.
В сегменте гипермаркетов и супермаркетов эффективно развивается "Лента", Чистая прибыль компании в прошлом году увеличилась к предыдущему году на 18,4%, выручка розничной сети выросла на 19,2%.
Нашли, что нужно покупателю
Пока у "Магнита" и "Дикси" не появилось четкой стратегии, ценностного предложения и понимания, что они могут дать своему покупателю, менеджмент X5 успел ее выработать и успешно внедрить. “X5 удалось ответить на вопрос покупателя, почему ему нужно идти именно в его магазины”, — поясняет гендиректор "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров. В 2013-1014 году компания обновила "Пятерочки", позже занялась “Перекрестком”, а сейчас внедряет новую стратегию в "Карусели".
В итоге "Пятерочки" переманили покупателей не только у других магазинов формата "у дома", но и у гипермаркетов. Михаил Бурмистров считает, что X5 Retail Group удается конкурировать прежде всего по грамотной ценовой политике, эффективной работе с промоакциями и хорошим ассортиментом. Рост сопоставимых продаж в магазинах показывает, что компания уделяет большое внимание качеству контроля за исполнением поставленных задач.
Управляющий партнер инвестиционной компании Falcon Advisers Игорь Кованов считает, что эффективность X5 Retail Group объясняется сильной командой и бизнес-подходом Михаила Фридмана. "При прежнем руководстве компания была в глубоком кризисе, — объясняет эксперт, — но пришла новая команда, которая предлагала много решений, правильных и неправильных".
Конкуренция растет, и население не богатеет, поэтому выигрывать будет тот, у кого будут дешевые, но красивые магазины, добавляет Игорь Кованов.