В Ленобласти за 2 года объемы заготовки древесины снизились на 23%. Мелкие заготовители и переработчики леса уходят с рынка из–за нехватки сырья.
Областные лесопромышленники бьют тревогу: объемы заготовки древесины падают, что может привести к уходу с рынка небольших игроков, недостатку сырья для перерабатывающих производств и волне сокращений рабочих мест в отрасли.
Минус 20%
За последние 2 года объемы заготовки древесины в Ленобласти сократились на 23%, с 6,4 млн до 4,9 млн м3, а за минувший год заготовка уменьшилась на 11%, с 5,5 млн до 4,9 млн м3 леса, констатируют региональные чиновники.
Председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Виктор Чикалюк объясняет снижение объемов заготовки древесины погодными условиями: второй год в регионе теплые зимы и дождливое лето, которые мешают заготавливать и вывозить древесину из леса.
Еще одна серьезная причина, говорит чиновник, — временный запрет на так называемые санитарные рубки. Они предполагают вырубку больных, поврежденных или усыхающих деревьев для улучшения санитарного состояния леса.
В 2016 году в Ленобласти завершились санитарные рубки на Карельском перешейке. Тогда лесозаготовители устраняли последствия урагана, который прошел по области 29-30 июля 2010 года. Санитарные рубки проводились на Карельском перешейке с 2011 года. В том числе в 2016 году Рослесхоз разрешил арендаторам лесного фонда проводить санитарные рубки на площади 6 тыс. га. На этих территориях расчетная лесосека превышает 1 млн м3. Как пояснили в комитете, считается, что заготовители древесины уже справились с последствиями природного бедствия.
В этом году Рослесхоз подготовил новый документ, регламентирующий, где на территории Ленобласти можно проводить санитарные рубки. Областные чиновники говорят, что получат эти документы в текущем году и, возможно, уже летом можно будет проводить санитарные рубки на новых участках. На каких именно, в Рослесхозе пока не озвучивают. Тем не менее в комитете рассчитывают, что объемы переработки древесины в 2018 году можно будет увеличить, и как раз за счет санитарных рубок.
Однако участники рынка не столь оптимистичны, они считают, что объемы заготовки будут снижаться и дальше. Например, глава Союза лесопромышленников Ленобласти Юрий Орлов отмечает, что расчетная лесосека в регионе составляет более 8 млн м3, в то время как лесопильные и другие заводы, расположенные в области, могут перерабатывать до 7 млн м3 в год. То есть уже присутствует нехватка сырья. Переработчикам приходится закупать его в соседних регионах, напоминает Юрий Орлов.
Он добавляет, что основные, наиболее интересные для заготовки участки лесного фонда уже давно находятся в аренде. Рано или поздно у областных лесопильных комплексов возникнут проблемы с сырьем даже при закупке леса в соседних регионах, констатирует Юрий Орлов.
Оборот лесопромышленного комплекса Ленобласти, млрд рублей
Источник: Источник: правительство Ленобласти
Везде нехватка леса
Стоит добавить, что и в других областях Северо–Запада та же проблема — нехватка сырья, говорит глава Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
"В регионе уже не осталось свободных делянок, где растет лес, из которого можно получать наиболее востребованную продукцию — хвойный пиловочник и фанерный кряж. Можно ожидать, что число лесозаготовителей, которые не входят в какие–либо крупные лесопромышленные комплексы, будет сокращаться, прогнозирует Виталий Липский.
А глава лесопромышленного холдинга "УЛК" Владимир Буторин уже говорил о том, что на Северо–Западе не хватает сырья и в перспективе выживут только те производства, у которых есть собственная сырьевая база. Недаром сама УЛК в 2017 году приобретала перерабатывающие заводы, владеющие своей заготовкой.
Крупнейшие лесоперерабатывающие комбинаты Ленобласти владеют собственными компаниями по заготовке древесины. Например, своя заготовка есть у холдинга IKEA, Metsa Group, "ММ–Ефимовский", "Интернешнл Пейпер".
К лесу не доехать
Участники рынка говорят, что для решения проблемы с сырьем властям нужно срочно проводить работы по лесоустройству, которые позволят выявить и распределить неосвоенные участки леса. На основе лесоустроительных документов игроки получают разрешение на заготовку древесины. "Ситуация с заготовкой древесины катастрофическая, и это только начало. Без лесоустроительных работ к концу года отрасль встанет, не будет возможности осваивать действующие участки, не говоря уже о новых", — говорит Вадим Сердюков, гендиректор компании "Интерсолар".
Еще одну проблему озвучивает Виктор Гусев, гендиректор компании "Петровлес". Власти региона несколько лет назад перестали выдавать разрешения на разработку карьеров для строительства лесных дорог, что затрудняет вывоз древесины с действующих участков и доступ к разработке новых участков. Кроме того, дороги необходимы для противопожарной безопасности и лесохозяйственной деятельности. Он говорит, что ситуация вкупе с отсутствием лесоустройства в итоге приведет к дефициту сырья для ЦБК, лесопильных и фанерных комбинатов и массовым сокращениям в отрасли.
"Есть успешный пример использования лесных ресурсов в соседней Вологодской области. Там государственное предприятие готовит делянки, частично осваивает их самостоятельно и затем продает эти леса с аукциона частным игрокам. В Ленобласти такой практики не хватает. Например, в Подпорожском районе есть лесной фонд, но там уже много лет не проводились аукционы", — резюмирует гендиректор ООО "Мется Свирь" Вячеслав Канатов.