Почему россияне стали чаще покупать дорогие товары через Интернет

   

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний « Фотосклад.ру », блокчейн- эксперт:
По итогам продаж первого квартала 2018 года выросли продажи онлайн-магазинов на крупные товары и дорогой сегмент. Мы рассматриваем, как это произошло, с чем связан предшествующий спад доверия и каковы перспективы.
По данным АКИТ, в 2016 году объем рынка интернет-торговли в России вырос на 21%, составив 920 млрд рублей. Таким образом, эксперты прогнозировали дальнейший рост продаж через Интернет. Однако позитивные надежды не оправдались, и уже в 2017 году из-за трансграничной торговли доля присутствия российских магазинов на рынке снизилась.
Однако эти данные весьма обобщены, поскольку электроника из дорогого сегмента в каком-то смысле существует по своим законам. Так, например, продажи более крупной техники чаще осуществляются в офлайн-магазинах. Это определяется несколькими факторами. В то время как недорогие товары проще приобрести через Интернет и заказать на дом с доставкой, крупную технику удобнее проверить прямо в магазине, чтобы не связываться с доставкой, подъемом на этаж и отправкой товара назад в случае, если по каким-то причинам он не подошел. В 2016 году рынок техники и электроники пережил падение, и только в 2017 году постепенно началось восстановление.
Сегодня же, проанализировав продажи онлайн-магазина “Фотосклад.ру”, мы можем сделать вывод о том, что покупатели стали чаще совершать онлайн-покупки крупной техники.

С чем связан рост продаж

Объем продаж крупной и дорогой техники в магазине “Фотосклад” вырос на 23% за первый квартал 2018 года. Такой показатель нетрадиционен для онлайн-ретейла, так о чем же это говорит?
Рост продаж дорогого товара через Интернет можно объяснить многими факторами. В первую очередь покупатель стал грамотнее, и сам процесс совершения покупки не кажется таким пугающим. Во многом это заслуга иностранных торговых площадок, которые популяризировали интернет-торговлю. 90% посылок в России в 2017 году было доставлено из Китая. В целом сумма средней покупки составляла до 22 евро.
Таким образом, в онлайн-моллах, таких как Aliexpress, покупатели предпочитают приобретать более дешевые товары. Среди самых популярных предметов фигурируют одежда, бижутерия, товары для дома и аксессуары.
Что же касается более дорогого товара, его приобретают либо из Европы и США, либо в отечественных магазинах.
За рубежом россиян привлекает как больший выбор товаров, так и более доступные цены без НДС и наценки дистрибьютора.
В России традиционно покупатели отдавали предпочтение крупным федеральным сетям — они вызывают больше доверия и обеспечивают гарантии. Однако ситуация начала меняться в начале 2018 года.
Немалую роль в этом сыграл и рост цен на технику — так, например, многие современные смартфоны относятся к категории дорогих товаров. По цене они сравнимы, а порой и превышают крупную бытовую технику для дома. Кроме того, начало года является сезоном презентаций новинок техники, следовательно, рынок заполняется новыми товарами.
Нельзя упускать из вида и тот факт, что ряд товаров доступен только через Интернет: благодаря большому количеству стартапов и малоизвестных компаний практически любой представитель интернет-магазина может стать эксклюзивным дистрибьютором бренда на территории России.

Стоит ли ожидать падения прибыли офлайн-магазинов

Результаты продаж за 2017 год показали, что ретейл мобильной электроники находится в стадии роста, при этом на 13% выросла доля онлайн-торговли. В то время как показатели офлайн-магазинов медленно падают. В пользу онлайн-магазинов, конечно, говорит и удобство выбора, и скорость доставки, и возможность совершить быструю покупку, воспользовавшись отзывами и обзорами в Интернете. Однако значит ли это, что ретейл дорогого сегмента электроники может перейти в онлайн?
На сегодняшний день резонно предположить, что онлайн-магазины постепенно продолжат терять долю рынка, но затянуться этот процесс может на длительное время. Крупные сети имеют и розничные, и онлайн-магазины, потому на балансе сил на рынке это, вероятнее всего, не скажется.
Офлайн-магазины по-прежнему являются наиболее удобными для приобретения товаров в рассрочку. В прошлом году в крупных сетевых магазинах в рассрочку приобреталось от 30 до 60% смартфонов. Это значит, что посещаемость офлайн-магазинов по-прежнему высока.

Перспективы

В целом можно говорить о росте доверия к онлайн-магазинам. Это определенно связано с динамикой рынка. В атмосфере высокой конкуренции как среди российских, так и среди зарубежных магазинов способны выжить лишь те ретейлеры, которые готовы предоставить покупателю все необходимые гарантии. Это обеспечивает как достойный выбор, так и выживание сильнейших, в основе чего исключительно доверие покупателя.
Опасения, которые вызывали интернет-магазины, в том числе и безопасность данных дебетовой или кредитной карты, постепенно уходят в прошлое.
Можно с уверенностью сказать, что такая тенденция положительно сказывается на развитии российского e-commerce. Именно поэтому можно предположить, что без стороннего вмешательства и дополнительных препятствий на российском рынке электроники удастся выстроить систему, при которой расцвет онлайн-торговли превратится из прогноза в реальность.