Это первая франшиза корейского бренда в портфеле крупнейшего федерального игрока. Ожидается, что "Рольф" также станет дилером марки в Москве.
Московская ГК "Рольф", подконтрольная экс-депутату Госдумы Сергею Петрову, станет дилером KIA в Петербурге. Компания выкупает дилерское предприятие на Стартовой улице у банкротящегося автодилера "Автоцентр Аврора". Сумма сделки составит около 160 млн рублей — это долги "Автоцентра Аврора" перед клиентами, оборудование и франшиза корейской марки, говорят собеседники на рынке.
Сейчас "Рольф" заключает договор аренды на здание с его собственником — компанией "Риф", которая, по версии участников рынка, связана с банком "Санкт-Петербург". Некоторые игроки отмечают, что в дальнейшем "Рольф" может перенести продажи марки со Стартовой улицы на Октябрьскую набережную, где у компании комплекс автоцентров, поскольку стратегия предполагает собственные мощности, а не арендованные. Впрочем, места там немного, и, где отстраивать новый салон, непонятно.
В ГК "Рольф" и "Автоцентре Аврора" комментарии получить не удалось.
Проблемы у "Автоцентра Аврора" начались осенью прошлого года. Кредитором дилера был банк "ФК Открытие", который проходит санацию из-за многомиллиардной дыры в капитале, что привело к заморозке кредитования дилера и долгу почти в 600 млн рублей. Сейчас банк банкротит компанию. Кроме того, два автоцентра марки "Автоцентр Аврора" открыл аккурат перед кризисом и резким падением рынка.
Для погашения задолженности перед клиентами "Автоцентру Аврора" пришлось продать дилерское предприятие на проспекте Непокоренных автохолдингу "Максимум" и дилерское предприятие на Софийской улице компании "Форсаж". На Стартовой улице как дилер KIA планировал продолжить работу сын одного из владельцев "Автоцентра Аврора" Дмитрия Геворкова Михаил, но не смог получить кредит.
В итоге у семьи останется здание в аренде и без франшизы на Кубинской улице, где продажи KIA были остановлены еще в прошлом году. В 2016 году "Автоцентр Аврора" был крупнейшим дилером KIA в Петербурге с четырьмя автоцентрами в портфеле: в первом полугодии 2016 года доля рынка составляла 34%.
Передел KIA
Последние полгода среди дилеров KIA в городе произошли глобальные изменения. Также в начале года начал банкротиться еще один дилер KIA — "Открытая дорога". Его активы и клиентскую очередь выкупил воронежский игрок "Мотор Ленд". Кроме того, в прошлом году ГК "Автопродикс" вошла в бизнес KIA в октябре, объединившись с дилером марки "Монком–Авто", а ГК "Аларм Моторс" открыла второй в своем портфеле центр на пр. Маршала Жукова.
Удивительно, что у дилеров одного из самых перспективных брендов на российском рынке так сложно складывается судьба, отмечает управляющий партнер "Университета продаж" Виталий Новиков. "По каким критериям их выбирают и почему это происходит на растущем рынке? Может, проблема в действиях импортера, который раздул сеть и не создал предпосылок для успеха дилеров?" — спрашивает он.
Если по итогам 2015 года марка была на первом месте по продажам в городе, то по итогам 2017-го — на четвертом, уступив позиции Hyundai, Renault и Lada. В России KIA — самая продаваемая иномарка с долей рынка 11,4%, по данным АЕБ. В Петербурге в 2017 году она находилась на четвертом месте с результатом 12 543 машины, что на 13% больше, чем в 2016 году, и долей рынка 9,1%, по данным "Auto-Dealer-СПб". Сейчас в городе KIA продается в 12 автосалонах (ранее было 14): по два у ГК "Терра Авто", ГК "Дакар" и ГК "Аларм Моторс", по одному у "Шувалово Авто", московского "Автомира", "Автопродикса", "Максимума", "Форсажа", "Мотор Ленд". ГК "Рольф" откроет 13-й салон. В итоге KIA — крупнейшая дилерская сеть в городе. И тем не менее бренд пока не смог отвоевать лидирующие позиции.
Для "Рольфа", который является крупнейшим российским игроком, эта франшиза KIA станет первой. В Петербурге компания в 2017 году продала 23 350 машин, что на 13,6% больше, чем годом ранее. Доля рынка города — 16,9%.
Агрессивный вход
Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto-Dealer-СПб", говорит, что KIA — хороший актив, несмотря на то что марка 2 года подряд не попадала в первую тройку по общему объему продаж в Петербурге. "Среди минусов — негативный образ, созданный из-за провала предыдущего дилера. В целом "Рольф" с их агрессивной маркетинговой политикой и тактикой быстрой продажи складских запасов может занять серьезные позиции среди дилеров марки в городе", — отмечает он.
"Думаю, теперь бренд нарастит долю до среднероссийской. Этому поспособствует кумулятивная маржа, агрессивная маркетинговая политика и технологии продаж, которые есть у двух компаний в Петербурге — "Максимум" и "Рольф", — считает Вадим Арустамян, гендиректор холдинга "Максимум".
"Для группы "Рольф" получение франшизы KIA в СПб — важное и долгожданное событие. Мы не ожидаем существенного передела на рынке розничных продаж KIA в Питере. По нашим данным, "Рольф" платит весьма высокую цену за вход в бренд. Они умеют считать деньги и будут нацелены в разумные сроки окупить свои инвестиции. Насколько мне известно, никто из существующих дилеров KIA не был готов "спасти" последний дилерский центр "Авроры" на столь тяжелых условиях. Для "Рольфа" это покупка входного билета. Уверен, что открытие "Рольфа" в Москве с брендом КИА не заставит себя долго ждать. Это событие усложнит жизнь на рынке корпоративных поставок KIA таким дилерским группам, как Major, "Фаворит" и "Автомир". "Рольф" — сильная и интересная компания. Многими своими сильными сторонами "Аларм-Моторс" во многом обязан тому факту, что "Рольф" был нашим основным конкурентом в бренде "Форд" с момента основания нашей компании", — говорит гендиректор автохолдинга "Аларм Моторс" Роман Слуцкий.
"Портфель у ГК "Рольф" увеличится, а вот прибыль — вопрос. Институт геоэкспансии себя изживает, да и кумулятивной маржи — тоже, поскольку предполагает демпинг за счет сопутствующих доходов и доходов будущих периодов, которых может и не быть. Там, где появляется кумулятив, начинается чума, от которой маленькие погибают быстрее, чем большие", — говорит автоэксперт Евгений Пекарский.