"ДП" побывал на стройках самых резонансных объектов к чемпионату мира по футболу, срок завершения которых наступит в конце апреля, и посмотрел, в каком они состоянии.
Среди самых крупных проектов, которые Смольный готовит к мундиалю — мост на остров Серный, участки ЗСД, несколько станций метро и набережная на Крестовском острове. Был еще план построить к ЧМ легкорельсовый трамвай из Пулково, но от него чиновники решили отказаться еще в 2015 году: уже тогда стало ясно, что построить его не успеют.
В Петербурге с 14 июня по 15 июля пройдет семь матчей чемпионата, но сроки сдачи всех построек определены с запасом, это конец апреля — начало мая.
Серный мост
Мост на остров Серный, который строит ООО "Пилон" по контракту за 8,8 млрд рублей, должны открыть в конце апреля. Этот мост кривой линией соединяет Васильевский остров с Крестовским, где нагрузка на инфраструктуру во время мундиаля будет самой сильной. Место не слишком живописное, со стороны Васильевского острова мост окружает промзона.
Около 19:00 возле моста много техники и мало людей. Вплотную друг к другу стоят подъемные краны, несколько рабочих в оранжевых и лимонно-зеленых куртках стоят возле бытовок. Они уверенно заявляют, что работа закончится в срок: уже стелют асфальт, осталось только покрыть мост вторым слоем.
— Зимой работать — это нормально, мы всегда зимой работаем, не только на этом объекте, — спокойно рассказывает один из строителей. — Вообще все нормально будет. Все по плану, без паники.
Примерно то же самое говорит застройщик. Движение по Серному мосту обещают запустить 30 апреля. В начале марта председатель совета директоров "Пилона" Мевлуди Блиадзе во время проверки вице-губернатора Игоря Албина признался, что "сильные морозы немного помешали", но заявил, что "работа идет круглосуточно и обязательства будут выполнены". Вантовую систему на мосту закончили монтировать 4 апреля, после этого мост выглядит почти завершенным, со стороны кажется, что по нему уже вполне можно проехать.
В середине апреля на фасаде одного из домов на Ремесленной улице появилась белая растяжка длиной в пять окон с красной надписью "Мы не хотим жить под мостом!". Расстояние от моста до дома — 65 см. Жители дома 1914 года постройки жалуются на шум, трещины в стенах, технику, которая блокирует выходы из парадных. Они требуют расселения; создали петицию, которую пока подписали 696 человек. В группе "ВКонтакте" выкладывают фотографии ответов чиновников на свои письма. Так, письмо, адресованное президенту РФ, перенаправили в Смольный, а ответ пришел из комитета по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), о том, что дом не является памятником архитектуры и поэтому КГИОП за него не отвечает. "Нам объясняют, что мундиаль — это очень важно, но он въехал в Петербург, как танк, и сносит все на пути", — пишут участники группы "дома под мостом". Еще жители дома сняли клип на мотив известной песни "Тает лед" группы "Грибы". В клипе дети и взрослые в строительных касках и ватно-марлевых повязках крестятся, выходя из парадной, ходят по стройке и поют: "К нам в окно стучится кран, а "Пилону" наплевать, и нет других идей, нас не считают за людей".
— Мы очень устали, — говорит жительница дома на Ремесленной улице Елена Федотова. — Постоянно получаем от разных органов отписки. На прошлой неделе мне позвонили из Петроградского жилищного агентства и сказали, что могут провести экспертизу, но только за наш счет. В общем, никаких подвижек, у нас у всех ощущение безнадежности.
Южная дорога
Южная дорога, улица на Крестовском острове, пережила за последние несколько лет много скандалов. Сейчас четная сторона улицы, которая выходит к Малой Невке, — это череда ям и холмов из песка, строительной техники и коричневых луж. В промежутках работают два ресторана, Sunday Ginza и Villa Zimaletto. Фасады ресторанов — из стекла и пластика, как небольшие торговые павильоны, скорее летние, чем круглогодичные, а на другом берегу — многоквартирные дома Морской набережной и Петровская коса с яхтами, гаражами и синими бытовками. От метро далеко, народу немного: место, по крайней мере сейчас, далеко не самое приятное для прогулок.
Улица перекопана, но забора и информационного щита с указанием заказчика и исполнителя работ, нигде нет. Рабочие, которые что-то копают возле Sunday Ginza, на вопрос, что они делают, отвечают: "А вы что, не видите?" На вопрос, почему нет щита — "Если хотите, сами поставьте". На вопрос, что здесь будет — "Теннисные корты".
До 2016 года в начале четной стороны Южной дороги работал детский теннисный центр, а вся остальная часть улицы была заполнена ресторанами и клубами — "Мед", "Воздух", "Южный". В 2014 году Смольный впервые представил проект реконструкции набережной, по этому плану большую часть ресторанов должны были снести. Проект включал длинные деревянные тротуары, смотровые площадки и открытый бассейн с теплой водой. Теннисные корты с надувными крышами, похожие на огромные белые подушки, должны были остаться: в представленной чиновниками модели будущей набережной они видны над головами нарисованных гуляющих людей.
С момента публикации проекта владельцы ресторанов начали бороться за существование: писали письма в разные инстанции, собирали пресс-конференции, предлагали альтернативные проекты реконструкции. Клуб "Воздух" был одним из долгожителей Южной дороги, его владельцы гордились тем, что привозили в Петербург мировых звезд клубной музыки, таких как Дэвид Гетто или Тиесто. Со стороны фасада клуб тоже походил на небольшой стеклянно-пластиковый торговый центр, а во дворе, ближе к реке, работала танцплощадка, по сути, почти такой же деревянный пирс, который в итоге должны были построить на этом месте.
В 2015 году "Воздух" организовал круглый стол, на который приглашенные чиновники не пришли. После рассказа о достижениях клуба и о том, что планировать сколько-нибудь значимые концерты теперь невозможно, владелец клуба Дмитрий Колоницкий заявил, что план реконструкции провальный: "Мы каждый год подвозим на набережную 30–40 машин песка — и его смывает. Деревянный настил снесет первым же ветром". Вложения рестораторов в эту часть острова он оценил в 800 млн рублей.
Несмотря на усилия предпринимателей, один за другим рестораны начали сносить. Не сохранились и теннисные корты, несмотря на то что они присутствовали в визуализации, которую представил Смольный в 2014 году. Кортами, построенными в 2007 году, владела компания "Предприятие Диапазон".
— По договору аренды мы построили 10 кортов, где занимались около 500 детей и больше 1 тыс. взрослых, — рассказывает гендиректор "Предприятия Диапазон" Андрей Цветков, стоя напротив места, где был теннисный центр. — В 2016 году две наши выпускницы, Катя Крохина и Наоми Кузьмина, стали первыми петербурженками — чемпионками России в парном разряде.
Он рассказывает, что "при Валентине Матвиенко" несколько городских участков выделили именно для постройки теннисных кортов.
— Она понимала, что ни один нормальный человек даже при десятилетней аренде не будет тратить действительно большие деньги, — продолжает Цветков. — Поэтому было принято постановление, по которому, если арендатор добросовестный и действительно построил спортивный центр, а не водку разливает, договор автоматически продлят. И мы построили в итоге центр за полмиллиарда рублей. Вот видите елки, голубые ели?
На одном из участков дороги рабочих от проезжей части отделяет живая изгородь из елок высотой 3-4 метра.
— Одни только они стоили 10 млн рублей. Честно говоря, мы думаем их выкопать. Почему нас снесли, мы так и не поняли, началось все в 2016 году с некоего закрытого совещания, где были чиновники нескольких комитетов. Мы предлагали сделать что угодно: построить бассейн, который есть в проекте Смольного, подвести к нему горячую воду, построить вместо надувных крыш кортов стеклянные или написать на них что-нибудь. Мы на что угодно бы согласились, хоть "Слава Полтавченко".
В 2017 году центр все-таки снесли, но корты в проекте Смольного остались. Причем они должны работать только летом, а зимой на этом месте власти планируют заливать каток. В феврале 2018 года Игорь Албин утвердил план развития прибрежной части Приморского парка Победы на Крестовском острове, то есть той самой Южной дороги. По этому плану до марта на набережной должны были демонтировать подземные коммуникации на месте снесенных ресторанов (во время строительства именно на них предприниматели потратили больше всего денег), а также восстановить благоустройство, освещение и отремонтировать пляжную зону. Владельцы двух последних ресторанов по условиям договоров аренды должны участвовать в благоустройстве. Работы, по плану, должны полностью закончиться к концу апреля.
— Если они успеют, я съем свою теннисную ракетку, — заявляет владелец "Предприятия Диапазон" Роман Курбатов. Сейчас на другой, нечетной стороне Южной дороги работает еще одна его компания, фитнес-центр "Спорт Палас". — Вот прямо 1 мая буду ждать у входа с ракеткой.
Метро
Две станции метро, которые обещают запустить 28-29 апреля, "Новокрестовская" и "Беговая", — самый дорогой проект города к ЧМ. Вместе они стоят 30,1 млрд рублей. Причем сумма уже увеличивалась: в январе 2018 года компания "Метрострой" пожаловалась, что бюджетного финансирования на текущие стройки не хватает. В итоге Смольный сократил финансирование Красносельско-Калининской линии на 4,1 млрд рублей и перенаправил на достройку станций к чемпионату на 432 млн рублей, остальные деньги отправились на Фрунзенский радиус.
Строительство, хоть и дорожает, но движется: в конце января Игорь Албин вместе с директором по организации мероприятий FIFA Колином Смитом спустились на станцию "Новокрестовская" на траволаторах. А в конце марта от "Приморской" до "Новокрестовской" начали по ночам ходить хозяйственные поезда, и Албин в своем телеграм-канале заявил, что путевой рельс смонтирован полностью, монтаж контактного рельса близится к концу.
У прохожего оценить оперативность "Метростроя" не получится: стройка огорожена забором, видно, что там что-то делают, но что именно — непонятно. Зато Игорь Албин регулярно публикует на YouTube видеоролики о своих инспекциях новых станций. Для круглых столов сотрудники "Метростроя" расставляют в недостроенном подземном переходе "Новокрестовской" офисные столы буквой П. В нескольких последних роликах сообщают, что "почти все готово", только отделочные работы задерживаются. Поэтому вестибюль пока напоминает просторный подвал или бетонный бункер.
Один из последних роликов — экскурсия для вице-премьера Аркадия Дворковича. Гендиректор "Метростроя" Николай Александров показывает Дворковичу визуализации того, как станция должна будет выглядеть к концу апреля: минималистичный дизайн, много света, ярко-голубые колонны, стиль хайтек.
— Все элементы декоративной отделки пришли, планируем заканчивать отделочные работы, — говорит Александров. На вопрос Дворковича, "нет ли причин не ввести", он уверенно отвечает, что причин нет.
"Беговая" с улицы тоже выглядит непрезентабельно: сравнительно небольшой огороженный участок, забор, стройка. Прохожие 15 апреля почему-то обсуждают, что открыть станцию должны через три дня: "Смотри, через три дня должны открыть, а выглядит так себе". "Беговая" тоже будет светлой, в современном стиле, с колоннами цвета металлик и кирпичного цвета стеной.
В "Метрострое" рассказывают, что строительство станций началось в сентябре 2015 года. "За 2,5 года сооружен перегонный двухпутный тоннель длиной 5,2 км, две станции мелкого заложения и однопутные тоннели диаметром 5,63 м, примыкающие к станции "Приморская", — говорят в компании. — Сейчас участок в стадии монтажа инженерных сетей, пусконаладки и отделочных работ. Городом поставлена задача открыть станции "Новокрестовская" и "Беговая" в день проведения матча между командами "Зенит" и ЦСКА 29 апреля".
ЗСД
Рядом с мостом на остров Серный к чемпионату строят продолжение набережной Макарова, которое должно будет соединить Васильевский остров с ЗСД и с Крестовским островом. За первый этап отвечает ЗАО "АБЗ-Дорстрой", которое заключило на эти работы контракт на 4,3 млрд рублей, за второй этап — АО "ВАД" (5,1 млрд рублей).
Эту стройку чиновники инспектируют реже, чем метро: в последний раз застройщики публично отчитывались перед Игорем Албиным и главой комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергеем Харлашкиным в начале марта. Сразу после этой встречи Албин заявил, что работы завершены на 90%, но в тот же день контракт с ВАД продлили до 15 октября 2018 года. В комитете тогда пояснили, что в конце апреля эти участки дороги действительно откроют для движения, но после этого продолжится благоустройство. "Идут работы по устройству дорожной одежды, монтажу технических средств организации дорожного движения (светофоры, знаки, рамные опоры), — говорят в КРТИ. — А также прокладке сетей электроснабжения и монтажу сетей наружного освещения. Завершаются работы по устройству мостового полотна на эстакадах. Открытие движения транспортных средств по обоим очередям запланировано на май 2018 года".
"Сейчас готовимся к укладке асфальта, в срок торжественно откроем весь объект вместе с коллегами из "ВАД" и из "Пилона", — говорит Екатерина Гришина, начальник отдела общественных связей "АБЗ-Дорстрой".
“
Объекты, которые строят к значимым событиям федерального или международного уровня, всегда в итоге оказываются неоправданно дороги. Даже если изначально смета составлена осторожно, в итоге кусок кажется настолько сладким, что за него разгорается нешуточная борьба, в которой зачастую побеждает не сильнейший подрядчик, а компания с самым мощным административным ресурсом. Далее нанимаются субподрядчики, которые не всегда авансируются в нужном объеме, а некоторые из них оказываются вообще не способны выполнить работы в нужный срок с нужным качеством. Сроки нарушаются — и встает вопрос как смены исполнителей, так и пересмотра стоимости. Начинается строительная лихорадка. Тем не менее наличие масштабных проектов такого рода оживляет бизнес-климат региона: кроме самих "строек века" создается инфраструктура вокруг них.
Наталия Яшева
управляющая петербургским филиалом АКБ "ФОРА-БАНК"