Районная налоговая инспекция подала иск о ликвидации фирмы, которую не смогла найти по юрадресу. Владельцы фирмы считают, что это новый виток борьбы с однодневками.
ООО "Комтек", кронштадтская фирма по ремонту и оптовой продаже техники, сумело оспорить в суде решение о своей ликвидации. По словам владельца компании Юрия Якимчука, о том, что фирма ликвидируется, он узнал случайно — от контрагента. Якимчук ведет с налоговой электронный документооборот, а инспекторы направляли уведомления по обычной почте.
Никого не нашли
С иском о ликвидации в суд обратилась Межрайонная налоговая инспекция №15, которая при проверке не нашла "Комтек" по юридическому адресу. "Но мы там работаем. У меня несколько организаций, все действующие, первая появилась в 1992 году, — рассказывает Якимчук. — Мы занимаемся продажей и обслуживанием офисной техники, участвуем в госзаказе. В компании, которую "не нашли", работают шесть человек". Он поясняет, что его помещение раньше называлось "Офис 11" и так написано в уставе компании, а затем официальный адрес изменился на "Помещение 5Н". "Конечно, инспекторы, когда утверждают в суде, что нас по этому адресу не нашли, всё понимают, но делают вид, что нет", — говорит предприниматель.
Помещение, ставшее причиной конфликта, компания выкупила у государства по закону о малой приватизации. "Я думаю, дело просто в том, что кому–то дали очередное указание бороться с однодневками и вышло как всегда", — заключает Юрий Якимчук. Он уже выиграл апелляционный суд по "Комтеку" и подал кассационную жалобу по еще одному юрлицу, которое налоговая не нашла по тому же адресу.
Табличка на двери
Юристы рассказывают, что такие случаи происходят нечасто, но регулярно. Как и в случае с блокировкой счетов, когда ЦБ решил, что лучше перебдеть, нарушения трактуют расширительно. Например, банк может счесть однодневкой фирму, зарегистрированную по "месту массовой регистрации", хотя это вполне может быть бизнес–центр.
Оксана Плахтиенко, исполнительный директор ООО "Юрсодбиз", рассказывает, что без суда в такой ситуации не обойтись: "Процедура исключения из ЕГРЮЛ не быстрая. Вначале налоговая выходит по адресу. Потом составляет акт об отсутствии там компании, направляет его по почте на юрадрес. Компании дается месяц, чтобы исправить сведения об адресе, затем вносится запись о недостоверности в ЕГРЮЛ. После этого налоговый орган может вообще исключить компанию из ЕГРЮЛ. Против только одно средство — получать почту (именно услуги "Почты России") по юрадресу и периодически проверять сведения о своей фирме в ЕГРЮЛ".
Ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Корнеев советует также завести личный электронный кабинет налогоплательщика, чтобы не пропускать уведомления. Однако, как показывает случай "Комтека", это помогает не всегда.
Олег Лодянов, старший юрист корпоративной практики Rightmark Group, рассказывает, что даже добросовестные фирмы не застрахованы от записей о недостоверности адреса, потому что проверки часто проводятся формально. "Например, сотрудники налоговой могут просто спросить у работников бизнес–центра, есть ли здесь такая организация, и при отрицательном ответе сделать вывод о ее отсутствии. Поэтому важно, чтобы как минимум у администрации БЦ были данные о вашей фирме, — рассказывает Олег Лодянов. — Часто несоответствие адреса находят, когда в ЕГРЮЛ содержится официальный адрес помещений (6Н или 5В), а администрация присваивает внутренние номера (например, офис 421). Налоговые органы исходят из адреса, указанного на двери. Для исключения таких ситуаций организациям необходимо включать в ЕГРЮЛ сведения также и о внутреннем адресе".
Получить оперативный комментарий УФНС по СПб не удалось.