Андрей Ивойлов покинул пост управляющего по Петербургу активами казахстанского дилера "БИПЭК авто — Азия Авто". Его заменит Айдар Мендыбаев, директор департамента развития филиалов "БИПЭК АВТО Казахстан". В последнее время на авторынке все больше удивительных назначений, говорят эксперты.
Новым руководителем петербургского отделения "БИПЭК авто — Азия Авто" стал Айдар Мендыбаев, директор департамента развития филиалов "БИПЭК АВТО Казахстан", который, очевидно, будет теперь совмещать эти должности.
В состав группы "БИПЭК авто — Азия Авто" входят автосборочный завод в Усть–Каменогорске, выпускающий Lada, а также автоцентры Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault в Казахстане. Совместно с АвтоВАЗом группа ведет в Усть–Каменогорске строительство автомобильного завода полного цикла на 120 тыс. автомобилей. Основной акционер — Анатолий Балушкин.
В пресс-службе компании на запрос "ДП" сообщили, что не видят "необходимости в подробных комментариях относительно отдельных кадровых решений, сопровождающих процесс намеченной реорганизации".
Там лишь сообщили, что компания до конца года консолидирует управленческие структуры "Азия Авто Усть-Каменогорск", объединяющей сеть автоцентров в Сибирском, Уральском и Приволжском округах и в Петербурге.
"Отметим лишь, что Андрей Ивойлов, будучи динамичным и прогрессивным управленцем, во многом опережал консервативную культуру нашей команды. Поэтому компания продолжит самостоятельное развитие более умеренными темпами и желает ему успехов на новых поприщах", — отметили в пресс-службе.
До Андрея Ивойлова дозвониться не удалось.
Как говорят собеседники "ДП", казахские акционеры решили, что им не нужен управляющий активами, доставшийся в наследство от прежнего собственника. Да и в целом они могли быть недовольны развитием бизнеса в Петербурге.
Так, холдинг пытается купить дилерский центр в Кудрово, где ранее обанкротившаяся ГК "Лаура" продавала автомобили Renault, чтобы открыть четвертый в своем петербургском портфеле центр Lada. Планировалось, что открытие состоится уже этой весной. Но, по версии собеседников "ДП", переговоры о выкупе с кредиторами "Лауры", в том числе Альфа-Банком, слишком затянулись. "Все будет зависеть от позиции продавца", — сказали в пресс-службе "БИПЭК авто — Азия Авто".
Кроме того, дилер планировал получить в свой портфель Renault и участвовал в тендере импортера на продажу марки на Пулковском шоссе. Но в итоге всех участников этого тендера обошла ГК "Автопродикс". Правда, автоцентр она откроет не на Пулковском шоссе, а на Дунайском проспекте, предварительно закрыв там продажи Infiniti, которые вела аффилированная с "Автопродиксом" компания "Оникс".
За первые 6 месяцев 2017 года доля компании в продажах Lada в Петербурге составляла 33%, сейчас — 34%, посчитали эксперты.
Не исключено, что казахский акционер ждал более внушительных результатов.
Наконец, по одной из версий собеседников "ДП", Андрея Ивойлова подвела семейственность: якобы центром на Пулковском шоссе ранее управлял его сын Илья, и акционеры были недовольны тем, как там ведутся дела.
Олег Барабанов, основной владелец Объединенной автомобильной корпорации (ОАК), говорит, что в прошлом году при сделке по продаже дилерского направления Lada между ОАК и "Бипэк авто — Азия Авто" было соглашение, что основной менеджмент должен проработать в компании не менее года. "Уход Андрея Ивойлова, очевидно, результат внутренних договоренностей, за которыми не стоит никаких конфликтов", — считает он.
До выхода на рынок Петербурга компания была представлена в России 15 автоцентрами, занимая 2,4% авторынка страны. После сделки с Объединенной автомобильной корпорацией (ОАК) по выкупу трех автоцентров Lada в Петербурге в портфеле компании оказалось 18 салонов, а доля рынка составила 3,8%.
Долгий путь на рынке
Андрей Ивойлов — известная персона на петербургском авторынке. Много лет он был партнером Олега Барабанова по РРТ. Перед банкротством РРТ в конце 2013 года Олег Барабанов и Андрей Ивойлов (у которого доля в РРТ составляла 7%) поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым структурам банка "Санкт-Петербург" (где сейчас он является советником основного владельца Александра Савельева) для погашения долгов, и стал продавать там машины GM под брендом "Р–Моторс". Он позиционировал себя в качестве самостоятельного бизнесмена, хотя участники рынка знали, что за ним стоит Олег Барабанов, который никуда из автобизнеса не уходил.
До 2016 года включительно Андрей Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы. После ухода GM c российского рынка получил контракт с АвтоВАЗом и стал крупнейшим дилером Lada в Петербурге — более 30% рынка города в трех автоцентрах.
В итоге была сформирована ОАК, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс. По итогам 2016 года ОАК занимала 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд рублей.
В начале лета 2017 года стало известно, что Андрей Ивойлов продал ОАК Олегу Барабанову. По его словам, полученные от сделки деньги он направил на погашение кредитов перед банками и в итоге остался без долгов, но и без миллиардов (в 2016 году его, пусть и номинально, бизнес оценивался в 2 млрд рублей).
Олег Барабанов, в свою очередь, продал направления Lada холдингу "БИПЭК авто — Азия Авто", где Андрей Ивойлов и стал управляющим. Судя по СПАРК, сделка была закрыта в августе 2017 года.
На этом пути бизнесменов разошлись. На вопрос, придет ли Андрей Ивойлов работать обратно в ОАК, Олег Барабанов сказал, что пока это не обсуждалось.
Куда податься
В последнее время на авторынке все больше и больше удивительных назначений. "Авторынок оживает, но ищет рецепты в тех же решениях, которые когда-то давали результат, — смене руководства бизнеса. Сегодня важно искать новые бизнес-модели, а этим мало кто занимается, потому что мало кто хочет платить за свое обучение и свои эксперименты, которые часто из количества перетекают в качество", — говорит управляющий партнер "Университета продаж" Виталий Новиков.
Так, например, в прошлом году бывший генеральный директор ГК "МегаАвто" Дмитрий Зайцев вернулся на авторынок. Он возглавил направление Nissan и Renault в ГК "Автопродикс" вместо покинувшего ее Дениса Гурова. Денис Гуров проработал в "Автопродиксе" 8,5 года. Сейчас он работает в Минеральных Водах генеральным директором ГК "Альянс", у которой шесть дилерских VW, Audi, Scoda, Lifan, Ford, Renault.
Валерий Шеромов, который 10 лет возглавлял дилер Lada "Питер-Лада" (подконтролен напрямую АвтоВАЗу), ушел в ГК "Терра Авто" руководить салоном KIA в Купчино. В "Питер-Ладе" Валерий Шеромов работал с 1999 года. Тогда же он и познакомился с отцом основного владельца "Терра Авто" Владислава Рыдаева Борисом.
Компания "Питер-Лада" была приватизирована в 1991 году, ранее это был актив АвтоВАЗа, работавший в Петербурге с 1975 года. Долю после акционирования получил руководитель Борис Рыдаев. Окончательно из бизнеса АвтоВАЗа семья Рыдаевых вышла примерно в 2010 году.
Наконец, бывший совладелец обанкротившейся ГК "Лаура" Ярослав Белоусов, который также признан банкротом по требованию Промсвязьбанка, с января работает исполнительным директором в компании "Город русских машин" — дилер Lada, ГАЗ и УАЗ и других марок.