В последние два года почти все крупные сети фастфуда взялись за реконструкцию и смену интерьера ресторанов. В 2018 году "Теремок" вложит в это до 150 млн рублей, "Сабвей" — около 6 млн рублей на точку.
Сеть "Теремок" в 2017 году увеличила выручку почти вдвое. За год в Петербурге выручка сети с НДС составила 4,18 млрд рублей, в 2016 году, по данным СПАРК, она составляла 2,26 млрд рублей. В 2018 году в открытие новых точек в Петербурге компания планирует вложить 150 млн рублей. Кроме того, компания планирует увеличить вложения в рекламу и продвижение бренда в соцсетях.
"Мы занимаемся разработкой нового программного обеспечения для касс, которое позволит принимать заказы дистанционно, в том числе через приложение, — говорит совладелец сети Виталий Свидовский. — Мы постепенно реконструируем рестораны и закрываем те точки, в которых это сделать невозможно. Так, в марте закрылся ресторан на Невском проспекте, 1 мая перестанет работать точка в ТЦ "Галерея 1814" на "Нарвской".
Ремонт по расписанию
Реконструкция, рассказывают в компании, включает полную смену дизайна, основных цветов, освещения и др. В 2017 году в Петербурге открылось пять новых "Теремков", в том числе в аэропорту Пулково, сейчас в городе работают 90 точек сети, не считая нестационарных киосков.
Модернизацией точек заняты и другие сети. Так, "Сабвей" на этой неделе открыл первый ресторан с обновленным интерьером. Это единственная в Петербурге точка сети, которая работает не по франшизе. Новую концепцию своих заведений компания называет Fresh Forward, ее разработала головная американская компания, она планирует распространить концепцию по всему миру. Затраты на реконструкцию ресторана на Невском проспекте, 20, включая обновление оборудования и ремонт, составили 22 млн рублей. "Партнеры выразили готовность к ремонту ресторанов и открытию заведений в новом стиле, — говорит Ольга Блудовская, президент "Сабвей Россия", — Уже открытые рестораны находятся в очень хорошем состоянии, но они чувствуют необходимость обновления. Естественно, первопроходцами никто не хочет быть, поэтому наша задача продвинуть реконструкцию, понять, как это воспринимается гостями".
Затраты на открытие одной точки сети в новом дизайне составят около 6 млн рублей, сейчас в Петербурге более 50 ресторанов "Сабвей". Руководство планирует адаптировать в России элементы оригинального декора, импортированного из США. "Это гарантирует снижение стоимости ремонта для франчайзи", — добавляет Блудовская.
В новом формате "Сабвэя" появились киоски предзаказа, которые около 3 лет назад массово начали устанавливать крупные сети фастфуда. И "Сабвей", и "Теремок" в ответ отмечали, что общение продавца с клиентом — одна из составляющих их брендов, но в итоге сдались и решили предоставить покупателям возможность удаленного предзаказа.
Зачем тратиться
Одним из первых модернизировать свои точки начал "Макдоналдс". В ресторанах обновили интерьер, линию раздачи отделили от касс, а также добавили возможность сделать и оплатить заказ через терминал в зале. Сейчас по этой системе работают почти все точки сети в Петербурге: более 60 из 70. В сети Burger King также около 3 лет назад начали появляться киоски для оплаты заказа без общения с кассиром, сейчас они есть почти во всех заведениях. "В 2017 году мы инвестировали в развитие сети около 6 млрд рублей, в 2018-м планируем вложить более 7,8 млрд. Мы хотим не только открывать рестораны, но и реконструировать те, которые отслужили 7-8 лет, изменить дизайн, обновить оборудование", — рассказал в январе 2018 года глава Burger King в России Дмитрий Медовый в интервью "ДП".
На реконструкцию владельцы заведений тратят до трети суммы, в которую обошлось бы открытие нового заведения, не считая недополученной за время простоя прибыли. Но участники рынка признают, что это необходимо: дизайн многих заведений морально устарел и начал отталкивать, а не привлекать покупателей. Часто то же касается производственных процессов и системы заказа; со старым оборудованием требования клиентов по скорости и удобству обслуживания удовлетворить становится невозможно. Кроме того, именно фастфуд доживает до реконструкции. Среднее заведение общепита с авторской концепцией в Петербурге работает около 5 лет и просто не успевает устареть. В то же время многие точки "Макдоналдса", "Теремка" и "Сабвея" работают около 20 лет.
Елена Иванова, директор по маркетингу Domino’s Pizza отмечает, что вопросов на самом деле два: почему сети обновляют интерьеры и почему они активизировались именно сейчас. "Обновления нужны для того, чтобы выглядеть современно, не портить имидж и привлекать новую молодую аудиторию, — говорит она. — Почему сейчас? Состояние ресторанного рынка нестабильно — за последние 2-3 года открытий в среднем и высоком сегментах стало меньше. Более того, общий объем рынка падает, а рынок фастфуда растет. Соответственно, с одной стороны, на рынке фастфуда увеличивается конкуренция, с другой — есть дополнительная возможность привлечь нового потребителя. Интерьер — одно из конкурентных преимуществ бренда, поэтому сейчас самое время для его обновления".