В Петербурге после реконструкции открылся частный рынок "Долгоозерный". В его обновление собственники вложили 600 млн рублей. Менять формат планируют и на городских рынках, но пока это приводит только к конфликтам с операторами.
Долгоозерный рынок работает с 1994 года, в 2013–м Смольный предоставил его владельцам участок по целевому назначению под сельхозрынок. Перестройка здания ТК "Долгоозерный" началась в 2015 году и стоила 600 млн рублей.
Владельцы рынка — Михаил Михалков, гендиректор и учредитель рынка, Александр Мятиев, предприниматель и бывший заместитель губернатора Мурманской области, предприниматель из Ярославля Андрей Чумак. Владельцы поясняют, что 600 млн рублей — это собственные, заемные и кредитные средства.
Досуговый рынок
Уже состоялось техническое открытие рынка, официальное пройдет в конце мая. Компания–собственник, ООО "Восток–Запад", заключила договоры с 85 предпринимателями и продолжает подбирать арендаторов. По плану, на территории рынка будет более 130 торговых мест, всего после запуска комплекса договоры заключат примерно с 300 компаниями. В здании ТК четыре этажа (общая площадь здания — 12 700 м2), на первом этаже — парковка на 111 мест. Работу пока начал только рынок, основной для ТК проект — на втором этаже. Среди его арендаторов — фермеры и торговцы фруктами, овощами, мясом, специями и др. "Здесь самым дорогим для нас было холодильное оборудование и электроэнергия, потому что пришлось построить подстанцию, — рассказывает Михалков. — Также мы оборудовали ветлабораторию, которую передали городу, душевые и раздевалки для арендаторов и др.". Предприниматели рассказывают, что скрупулезно разрабатывали формат, ездили по европейским рынкам, придумывали для торговцев форму.
Значительную часть "Долгоозерного" занимает фуд–корт, там уже работают заведения авторской вьетнамской и японской кухни, пельменная, тандырная и др. "Третий и четвертый этажи будут рассчитаны на мам с детьми", — говорит Михалков. Там будут детские школы танцев, фитнес–центр и салоны красоты, уже заключены договоры с несколькими магазинами детских товаров. Третий этаж откроется 1 июня, четвертый — в сентябре.
Окупить проект владельцы рассчитывают за 7–10 лет. "Благодаря ЗСД нашей аудиторией будут жители не только Приморского района, но и всего города", — надеется гендиректор. В отдаленных планах предпринимателей — запустить подобные проекты еще в нескольких городах России, но меньшего размера и с меньшими инвестициями.
На фото: Новый рынок "Долгоозерный" открылся на севере Санкт-Петербурга. Работа рынка "Долгоозерный".
Реформа потребления
В Петербурге, по данным реестра комитета по развитию предпринимательства и потребрынка за апрель 2018 года, работают 38 рынков, из которых 27 сельскохозяйственных. Из общего числа сельхозрынков 17 работают на частной территории. Среди их организаторов ООО "Василеостровский рынок", ООО "КЦ Питер" и др. Чтобы организовать частный рынок, владельцы должны получить разрешение Смольного. В среднем каждый частный рынок предоставляет арендаторам 150–200 торговых мест. Еще 10 рынков работают в государственных помещениях, при этом с большинством операторов Смольный планирует расторгнуть договоры.
Как сообщили в комитете имущественных отношений, уже расторгнуты договоры с ЗАО "Аврора Инвест" (Мальцевский рынок), ООО "Кузнечный рынок", ООО "Московский рынок", ЗАО "Агропартнер" (Невский рынок). Действуют договоры аренды на Нарвский, Полюстровский и Сытный. Правобережный и Ломоносовский находятся в стадии приватизации, а Торжковский рынок уже приватизирован.
По оценке "ИНФОлайн", 85% продовольственного рынка города занимают торговые сети, а на традиционные рынки приходится не более 0,05%. Общий объем продуктового рынка Петербурга, по данным "Петростата", — 1,3 трлн рублей ежегодно.
Смольный расторгает договоры с арендаторами городских рынков, чтобы найти инвесторов, которые готовы провести реконструкцию примерно по той же модели, что и "Долгоозерный". Концепцию развития Кузнечного рынка город уже представил, она включает ремонт, новое зонирование помещений и фуд–корты. То есть рынки должны превратиться из торговых зон в общественные пространства, где вместо 30–40 минут посетители будут проводить несколько часов. Одним из пионеров формата стал холдинг "Гинза", который реконструировал Даниловский рынок в Москве.
Теперь он действительно пользуется популярностью, в том числе у молодежи, которая раньше рынки практически не посещала. Но реализовывать такие проекты непросто как на частной, так и на государственной территории. Во–первых, из–за затратности и длительной окупаемости, во–вторых, потому что для реконструкции приходится расторгать договоры с арендаторами. Так, торговцы Кузнечного рынка активно протестовали против смены арендатора и заявили, что выселение сделает банкротами несколько сотен ИП. В итоге суд разрешил Смольному расторгнуть договор с оператором Кузнечного рынка, но проект задержался как минимум на полгода.
"Думаю, что для рынков меняться — единственно возможная стратегия, — считает Владимир Меньшиков, глава Союза малых предпринимателей. — Они либо сойдут на нет, либо будут искать новые форматы, просто чтобы выжить". Однако и конфликтов с арендаторами, считает эксперт, не избежать, поэтому процесс будет медленным и операторы каждого рынка столкнутся с индивидуальными проблемами.