Фармдистрибьютор "СИА интернейшнл" подал иск о банкротстве АО "Фармакор", управлявшей аптеками "Фармакор". "СИА" пытается взыскать более 500 млн рублей за поставки 2015 года
На прошлой неделе ООО "СИА интернейшнл — Санкт-Петербург" обратилось с иском о банкротстве АО "Фармакор", следует из данных сайта Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти.
Судебная тяжба между "СИА" и "Фармакором" тянется с прошлого года. Между аптеками "Фармакор" и фармдистрибьютором "СИА" действовали договоры поставки от 2006 года и 2015 года. Размер задолженности по этим договорам составляет 445,8 млн рублей, еще 92,7 млн рублей — это проценты за пользование чужими денежными средствами, указывала в своем иске "СИА". Как раннее сообщал представитель "СИА", "Фармакор" перестал оплачивать поставленный товар весной 2015 года. Тогда же "СИА" перестала отгружать продукцию "Фармакору". За давностью договоров судья отказала фармдистрибьютору в его иске, однако "СИА" успешно оспорил это решение в суде второй инстанции. Комментировать иск о банкротстве в инвесткомпании Marathon Group, которой принадлежит "СИА", отказались до завершения судебного разбирательства.
Как уже писал "ДП", первоначально, еще в 2015 году, "СИА" пыталась взыскать с "Фармакора" 894,6 млн рублей. Но суд учел то обстоятельство, что "Фармакор" выплачивает сумму основного долга в рассрочку и срок выплат еще не завершен, а значит, требовать возврата средств преждевременно. Действительно, "Фармакор" продолжал выплачивать долг в рассрочку, по условиям которой выплаты начинались в 2016 году, а закончиться должны были в 2018 году. Тем не менее летом 2017 года, незадолго до продажи аптек, "Фармакор" полностью остановил выплаты по долгу.
Пока шел суд с "СИА", Александр Афанасьев, владелец ГК "Фармакор", договорился о продаже более 200 аптек "Фармакор" Межрегиональной розничной фармацевтической компании Аркадия Зятковского, члена совета директоров "36,6", сообщал осенью прошлого года "Коммерсантъ". В соответствии с договором франчайзинга с компанией "36,6" все купленные аптеки были "перекрашены" в "36,6" и "Горздрав". В компании "36,6" от комментариев отказались, сославшись на то, что аптеки "Фармакор" никогда не входили в состав группы, а с марта перестали быть франчайзи. Получить комментарии Аркадия Зятковского не удалось.
Если суд начнет процедуру банкротства по иску "СИА", то новые владельцы аптек "Фармакор" рискуют лишиться своего актива. "В ходе банкротства "Фармакора" суд установит, есть ли у компании средства, достаточные для погашения задолженности, — говорит Максим Калинин, управляющий партнер Baker McKenzie в Петербурге. — Внешний управляющий проанализирует деятельность компании и, теоретически, может оспорить сделки, которые заключала компания в течение года до банкротства, чтобы нарастить денежную массу".
Этот вопрос зависит от формы структурирования сделки, говорит Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры": "Если продавались юрлица, которые входят в ГК "Фармакор", то смена собственников не влияет на погашение долгов – АО "Фармакор" должно их оплатить. А если были проданы только активы, например, помещения аптек, и компания осталась за прежними собственниками, то взыскание возможно только в ходе процедуры банкротства". В ее рамках суд установит, были ли сделки, наносящие ущерб кредиторам и если придет к положительному выводу, то можно попробовать вернуть долг за счет вырученных средств. "Статистика судебных случаев показывает, что вероятность возврата долга в полном объеме крайне мала", — отмечает Кирилл Саськов.
Максим Калинин считает маловероятным, что в погашении долга будут участвовать новые владельцы сети. "Ситуации, когда покупатель при заключении сделки берет на себя обязательства по погашению долгов продавца, я не встречал", — отмечает Максим Калинин, по его словам, в сделку обычно входят помещения и товарный запас, а не текущие долги предприятия.