Демократическое крыло комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США опубликовало несколько гигабайтов рекламных постов, которые использовались для российской пропаганды в Facebook. По мнению сенаторов, с их помощью тролли пытались повлиять в том числе и на выборы в США.
Всего конгрессменам удалось собрать 3,5 тыс. рекламных постов с 2015 по 2017 год. Среди них встречаются мемы про Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, а также жесткие публикации, затрагивающие темы расы, политических убеждений и сексуальной ориентации.
Агрессивная пропаганда
Среди групп, которые, по утверждению конгрессменов, велись "фабрикой троллей", есть много ЛГБТ-сообществ, патриотических групп, националистических сообществ или групп, которые велись от лица национальных меньшинств.
Встречаются и мемы. Здесь, например, Хиллари Клинтон сравнивают с дьяволом, а Дональда Трампа называют представителем Иисуса.
Перевод: "Сегодня американцы смогут выбрать президента с благочестивыми моральными принципами. Хиллари — это дьявол, а ее преступления и ложь только подтверждают, что она зло. Хотя Дональд Трамп и не святой ни в каком из смыслов, но он по меньшей мере честный человек и заботится о своей стране. Я голосую за него!" Надпись на картинке: "Дьявол: "Я выиграю, если Клинтон выиграет". Иисус: "Нет, если я помогу". Снизу: "Поставь лайк, помоги Иисусу победить".
Но большая часть постов, в особенности за 2015-2016 годы, затрагивает острые социальные темы. Так, например, тролли вели несколько групп, поддерживающих чернокожее население. В них жестко критиковались действия американской полиции, а пользователей призывали поделиться в комментариях историями, где и как они угнетались белыми.
Перевод: "Присоединяйся к нам, потому что нам не все равно. Черные имеют значение!" Для рекламы использованы фотографии молодых чернокожих людей, которых по ошибке застрелила американская полиция, приняв за преступников.
Также много рекламных постов было у нескольких сообществ, которые использовали ярко выраженную трамповскую риторику. В них периодически публиковались посты с призывами закрыть границы, критикой левых движений, которые хотят запретить свободное ношение оружия, публикациями, критикующими экс-президента Обаму, и т. д.
Перевод: "Защищенные границы — это национальный приоритет. Америка подвергается риску, и нам нужно защитить нашу…"
Зачем троллям реклама
Заместитель председателя комитета по разведке Адам Шифф написал у себя в Twitter, что члены палаты представителей обещали опубликовать всю рекламу с Facebook, которая связана с Агентством интернет-исследований, чьи посты и аккаунты были удалены Марком Цукербергом этой весной. "Теперь обещание выполнено", — заявил Шифф. Он также сделал несколько хлестких постов с критикой пропагандистской машины России и продемонстрировал несколько рекламных материалов и постов фабрики троллей.
They sought to harness Americans’ very real frustrations and anger over sensitive political matters to influence our thinking, voting and behavior. They created online communities that appeared organic and American, but were really run by a troll farm in St. Petersburg: pic.twitter.com/8NabLfv6go
— Adam Schiff (@RepAdamSchiff) 10 мая 2018 г.
Перевод: "Они стремились использовать самые сильные огорчения и раздражения американцев на чувствительные политические темы, чтобы повлиять на наши мысли, на голосование и поведение. Они создавали онлайн-группы, которые выглядели очень естественно и по-американски, но на самом деле управлялись троллями из Санкт-Петербурга".
Шифф считает, что Россия использовала социальные сети, чтобы вбить клин между американцами, поэтому среди постов троллей так много тем, касающихся расизма и политики.
В сопроводительном тексте к нескольким гигабайтам файлов с изображениями конгрессмены ссылаются на расследование директора ФБР Роберта Мюллера, который обвинил Агентство интернет-исследований во вмешательстве в американские выборы. Именно по его результатам составлялись списки аккаунтов и постов.