Руководитель ФАС России Игорь Артемьев рассказал "ДП" об условиях наступления в России экономического чуда — причем уже в ближайшие 6 лет.
Во многих выступлениях вы говорите о необходимости продолжения в России процесса приватизации. В то же время в реальности происходит огосударствление — порой целых отраслей экономики. Как вы объясните это противоречие между словом и делом?
— Я считаю тенденцию к огосударствлению экономики плохим симптомом, мешающим нормальному, динамичному развитию нашей страны. Моя позиция остается прежней: я против того, чтобы крупные монополии, госкорпорации, аффилированные с чиновниками, правили бал в России.
К сожалению, у нас по–прежнему во многих потенциально конкурентных отраслях частный бизнес или отсутствует полностью, или представлен недостаточно. Закон о естественных монополиях сдерживает переход естественных монополий в состояние конкуренции. Про засилье ГУПов и МУПов, препятствующих развитию конкуренции, особенно на региональных рынках, я уже не раз говорил.
Только развитие честной конкуренции может простимулировать эффективное развитие российской экономики, помочь совершить то экономическое чудо, свидетелями которому мы были в Корее или Китае. Напротив, скатывание в государственно–олигархический монополизм наносит вред нашей стране. И меня радует, что в последнее время у нас есть поддержка на уровне руководства страны по вопросам развития конкуренции.
В декабре 2017 года вышел указ президента России, который определил конкуренцию приоритетным направлением деятельности президента, правительства России, всех органов власти.
Теперь перед всеми ветвями и органами власти стоит задача по развитию конкуренции на своем уровне и в своей отрасли экономики.
Указ президента утвердил Национальный план развития конкуренции — документ стратегического планирования на 2018–2020 годы. Он содержит конкретные меры по развитию конкуренции. Так, необходимо обеспечить во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствие на рынке не менее трех хозсубъектов. Причем как минимум один из них должен быть частным.
Для каждой отрасли в нацплане прописаны свои целевые и качественные показатели, которых нужно добиться в ближайшие годы. Например, нужно отказаться от обеспечения различных социальных услуг ГУПами и МУПами, сами некоммерческие организации прекрасно справятся с этой задачей. Кто лучше самих инвалидов знает, что нужно человеку с ограниченными возможностями? Необходимо заняться развитием частных аптек в тех населенных пунктах, где есть только ГУПы и МУПы.
Городские и областные перевозки нужно отдать частично в частные руки, то есть сформировать и провести торги на перевозки таким образом, чтобы на маршруты приходили частники. Они сами закупят новые автобусы и будут следить за качеством предоставляемых населению услуг.
В апреле 2018 года президент провел Государственный совет по вопросам развития конкуренции. По его итогам перед региональными властями поставлены конкретные задачи развития конкуренции у себя в регионах. И если развитие конкуренции станет общей задачей всех уровней и органов власти, к ее решению также подключится и гражданское общество, то мы сможем достичь значительных успехов в экономике в ближайшие годы.
Насколько упростилась работа вашего ведомства после этого заседания? Или на местах еще не успели отреагировать?
— Пока еще не вышли поручения по итогам Госсовета, мы их ждем. Но работа уже ведется. После Госсовета многие губернаторы мне звонят, обсуждают показатели, возможные пути решения поставленных задач. Думаю, проведенный Госсовет придаст ускорение развитию конкуренции в регионах.
Вы говорите об ограничении роли разнообразных ГУПов и МУПов на местном уровне. Уверены, что независимый частный бизнес сможет заместить их? Дело не кончится серией локальных коммунальных кризисов?
— По нашим данным, в России сейчас насчитывается более 300 тыс. предприятий с государственным и муниципальным участием. Многие из них осуществляют свою деятельность на конкурентных рынках. Так, более 6 тыс. таких организаций насчитывается в сфере транспорта, более 2 тыс. задействовано в сфере торговли и ремонте бытовых изделий, более 22 тыс. — в операциях с недвижимым имуществом, арендой помещений, более 36 тыс. оказывают различные коммунальные, социальные и персональные услуги — такие как уборка территорий, организация отдыха и развлечений, ярмарочная деятельность и т. д. Неужели, чтобы красить заборы или убирать подъезды, обязательно нужны организации с государственной или муниципальной собственностью? Общеизвестно, что госкомпании менее эффективны, чем частные.
Конечно, если глава региона боится, что частная компания не выйдет на маршрут или откажется выполнять другую функцию, он может подстраховаться, поделить маршруты между частными и муниципальными предприятиями. Если вдруг случится так, что частник не сможет выполнить поставленную задачу, у главы региона всегда будет вариант заменить его МУПом или ГУПом. Глава региона хорошо знает, в какую сферу в его области можно пустить частников, а в какую нет. Именно поэтому мы и предложили главам регионов самим выбрать те сферы, в которых они будут развивать конкуренцию.
"Частная банковская система у нас поражена в правах", — заявили вы в декабре 2017–го. С тех пор все только ухудшилось. Каковы ресурсы ФАС для стабилизации ситуации или вы остаетесь лишь безмолвным наблюдателем?
— ФАС обеспокоена ситуацией с конкуренцией на рынке банковских услуг. Действительно, частные банки поражены в правах по сравнению с государственными. Во многом такая политика ЦБ связана с внешнеполитической ситуацией, санкциями, вопросами обороны и безопасности страны. Мы подписали в прошлом году с ЦБ программу развития конкуренции на финансовых рынках и делаем все возможное, чтобы вектор монополизации финансового и банковского рынка поменялся с монополизации на демонополизацию.
В каких сферах экономики немедленная приватизация была бы наиболее эффективна?
— Приватизация непрофильных активов субъектов естественных монополий. Получив полномочия тарифного регулятора, мы смогли увидеть картинку целиком и понять, что сейчас в тарифы естественных монополий может включаться значительное количество непрофильных расходов. За них приходится платить нам с вами.
Я уже приводил пример, когда в одной из тарифных заявок мы обнаружили закупку дорогого вина и золотых украшений. И все это предлагалось включить в тариф, который платят потребители. Конечно, мы пресекаем такие случаи. Также необходимо провести приватизацию в сфере ЖКХ с целью привлечения частного бизнеса в эту сферу и повышения качества предоставляемых услуг.
Как с точки зрения развития конкуренции выглядит Петербург при правительствах Матвиенко и Полтавченко? При каком губернаторе частный бизнес играл большую роль в городской экономике?
— Не берусь оценивать деятельность питерских губернаторов, это должны сделать жители города. Могу лишь сказать, что, к моему большому сожалению, с точки зрения конкуренции Питер сейчас далеко не на первых местах. Здесь много проблем, которые нужно решать.
Для жителей один из самых ярких примеров нечестной конкуренции — все более явное доминирование крупных торговых сетей над малым торговым бизнесом. Происходит это во всех без исключения регионах страны. А антимонопольная служба молчит…
— С февраля по август 2017 года мы провели около тысячи проверок торговых сетей по всей стране. Проверяли, соответствует ли их деятельность новым требованиям закона о торговле. И установили, что признаки нарушения новых требований закона содержатся в 16,8% договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками.
О чем это говорит? Большинство торговых сетей все же провели договорную кампанию и привели договоры поставки в соответствие с требованиями новой редакции закона о торговле. Отмечу, что большинство нарушений (71%) выявлено в деятельности торговых сетей регионального и муниципального уровней. Вот совсем недавно, в начале мая, Петербургское УФАС возбудило дело в отношении "Ленты" по признакам нарушения закона о торговле за то, что ретейлер прекратил сотрудничество с Петербургской ореховой компанией в одностороннем порядке. Так что дела есть.
Какая ротация нужна региональным руководителям ФАС, чтобы они не успевали обрасти плодотворными связями с крупным бизнесом на местах?
— Мы в ФАС проводим ротацию кадров регулярно. Для этого у нас сформирован эффективный кадровый резерв, когда молодые и активные управленцы возглавляют региональные управления ФАС, приходят на смену тем руководителям, которые уходят на пенсию или недостаточно справляются со своими полномочиями. Ежегодно мы рейтингуем наши 84 территориальных управления, оцениваем их деятельность по многим показателям. Формируется рейтинг, в котором первая десятка пользуется всеобщим почетом и уважением, получает небольшие материальные блага в виде премий, а последняя десятка — кандидаты на выход.
По итогам прошлого года лучшими территориальными органами ФАС стали Московское областное, Красноярское, Татарстанское, Хакасское, Московское, Калужское, Чувашское, Пермское, Самарское и Ульяновское УФАС. А лучшие дела были у Красноярского, Мурманского и Московского областного УФАС. В Красноярске была пресечена противоправная схема незаконного отчуждения лесного ресурса и нецелевое использование древесины. Моим любимым стало дело Мурманского УФАС про роботов на торгах: наше территориальное управление доказало факт заключения устного антиконкурентного соглашения, реализация которого с использованием аукционных роботов привела к поддержанию цен в 25 электронных аукционах на оказание услуг по вывозу твердых бытовых и медицинских отходов.
Осенью ФАС опубликовала уведомление о начале разработки законопроекта, который должен был "позволить ей изымать у компаний документы и предметы, брать у их представителей объяснения, получать материалы оперативно–разыскной деятельности и охраняемой законом тайны". Однако следом Владимир Путин публично объявил, что придание вашей службе правоохранительных функций — преждевременно. Чем вызвано такое расхождение в намерениях?
— Все это предполагается сделать без наделения ФАС оперативно–разыскными полномочиями. ФАС не должна становиться одним из правоохранительных органов, их у нас и так достаточно. Но нам необходимо наладить более эффективное взаимодействие с ними в рамках борьбы с картелями.
Там, где нам не хватает своих полномочий, мы должны рассчитывать на помощь наших коллег из правоохранительных органов.
Я оцениваю совокупный ущерб от картелей в России в 1,5–2% ВВП. К сожалению, российская экономика сильно картелизована. Только в прошлом году мы возбудили 675 дел по антиконкурентным соглашениям. Из них 85% дел по картелям — это сговоры на торгах. Наиболее картелизованными сферами продолжают оставаться строительство, здравоохранение, продукты питания. Основной способ получить доказательства наличия картеля — внеплановая проверка. Сейчас за препятствование проверке есть штраф (5–10 тыс. рублей), но он не удерживает нарушителей. Поэтому мы разработали проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Новая статья — воспрепятствование проверкам ФАС — грозит штрафом в размере 0,5–1% выручки для компании за год, но не менее 100 тыс. рублей. Существенный штраф за препятствие проведения проверки антимонопольным органам — это необходимая мера. В нашей практике бывают случаи, когда сотрудники компаний обесточивали бизнес–центр, выкидывали компьютеры в окно, а один региональный министр даже съела бумагу, когда к ней пришли сотрудники ФАС.
Вы публично заявили о том, что Россию, возможно, ждет экономическое чудо в рамках нового президентского срока. Каковы необходимые и достаточные условия его наступления?
— Я уже говорил: это развитие конкуренции, стимулирование частной инициативы, ускоренная приватизация госсобственности и непрофильных активов субъектов естественных монополий, устранение регионального протекционизма.
Необходимо также провести тарифную реформу: сейчас тарифы компаний, работающих в сопоставимых условиях, могут отличаться в 10 раз. Важно сделать ставку на малый бизнес, сейчас же потенциал малого и среднего бизнеса недооценен. Регулярно создаются административные барьеры для входа на рынок новых компаний, малый бизнес вытесняется с рынков.
В рамках усиления мер поддержки малого и среднего бизнеса мы предлагаем закрепить перечни товаров (работ, услуг), закупка которых для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться только у субъектов малого и среднего предпринимательства на торгах.
Персона
Игорь" Артемьев
> Родился в 1961 году в Ленинграде.
> В 1983 году окончил биолого–почвенный факультет ЛГУ.
> В 1996–1999 годах — первый вице–губернатор и председатель комитета финансов Петербурга.
> В 2000 году баллотировался на пост губернатора Петербурга, занял второе место.
> С 10 марта 2004 года — руководитель Федеральной антимонопольной службы.
Справка
Федеральная" антимонопольная служба
> ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.