Налогоплательщики неохотно адаптируют бизнес к кардинальным изменениям в подходах по оценке налоговой выгоды

 

Заканчивается переходный период, согласованный законодателем и ФНС России для тестового режима и мониторинга действия новой ст. 54.1 НК РФ, которая регулирует право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы. По итогам практики использования новой нормы планировалось оценить точность формулировок закона, при необходимости их подкорректировать. Пока все случаи применения ст. 54.1 НК РФ должны были согласовываться с ФНС. Ограниченное использование нормы в переходный период под контролем центрального аппарата давало налогоплательщикам время адаптировать свои бизнес–процессы к кардинальным изменениям в подходах по оценке обоснованности налоговой выгоды.
Но накопить сколь–либо существенную практику пока не удалось. По данным ФНС, от инспекций поступило на согласование лишь несколько десятков дел. Еще меньше дел, где применение новой нормы было одобрено ФНС. На основании такого скромного опыта вряд ли можно сделать выводы и предложить корректировки в закон. Поэтому не стоит ожидать изменений и уточнений в ст. 54.1 НК в ближайшее время. Это фактически подтвердила представитель ФНС Елена Суворова на ПМЮФ–2018 на сессии, посвященной новым инструментам борьбы с уклонением от уплаты налогов в РФ.
При этом многие налогоплательщики пока не воспользовались льготным периодом для перестройки своих бизнес–процессов. Среди причин — непонимание новой нормы и ожидание судебной практики. Такая выжидательная позиция представляется неверной. Судебная практика всегда формируется с задержкой. Кроме того, по статистике УФНС по Петербургу, налогоплательщикам удается отсудить лишь 3% сумм доначислений.
Вряд ли инспекции после истечения переходного периода продолжат столь робкое применение ст. 54.1 НК. Ведь норма позволяет доначислить минимум 45,6% от суммы сделки (без учета увеличенного штрафа и пеней). Поэтому налогоплательщикам стоит срочно приступить к доработке бизнес–процессов, в первую очередь сфокусироваться на подтверждении цели сделки, фиксации факта исполнения обязательств именно тем контрагентом, с которым заключен договор. Важно помнить, что ст. 54.1 НК распространяется на все периоды с 2015 года, открытые для налоговой проверки.
Но надо избегать крайностей. Многие стремятся детально прописать во внутренних политиках и договорах с контрагентами подробный перечень истребуемых документов, согласование всех звеньев субподрядчиков и т. д. Следует осторожно относиться к принятию избыточных обязательств: налоговые органы научились обращать такие защитные доказательства против самих налогоплательщиков.
При настройке бизнес–процессов следует руководствоваться текстом закона. Будут полезны и письма ФНС от августа и октября 2017 года. Интерпретации ФНС пока либеральны: применение ст. 54.1 НК возможно только при доказанном умысле и потерях бюджета, а методологические ошибки не могут расцениваться как искажения. Но надо помнить, что позиция ФНС, если она не вытекает из буквального текста закона, может трансформироваться.
Автор – руководитель группы разрешения споров СЗРЦ KPMG