Борьба за кадры с Amazon, цифровая безопасность и технологии не ради технологий. Банкиры обсудили, какие инновации им нужны.
Технологии доступны всем одинаково, но далеко не все видят, как их использовать для повышения своей конкурентоспособности, пришли к выводу банкиры на Международном финансовом конгрессе.
"На примере смартфона: были изобретены touch screen, были интернет-приложения. Но только объединение touch screen с некой платформой, железом, нас всех привело к тому, что коммуникатор – это удобно. А компании Apple это позволило закрепиться в статусе поставщика самого технологического и желанного гаджета в мире", — привел пример первый заместитель президента "Почта банка" Георгий Горшков.
Член правления ВТБ Владимир Верхошинский согласился с коллегой, признав, что в вопросе технологий у группы ВТБ нет никаких секретов. "Еще 2-3 года назад, когда говорили про цифровизацию, было все понятно, что делать. Мы находимся в одинаковой системе координат", — заявил банкир. Поэтому сейчас конкуренция будет зависеть от того, кто сможет все это сделать, подобрать команду и сплотить ее.
В рамках конгресса вопрос развития технологий в банковском секторе поднимался с завидной регулярностью. Центробанк РФ и "Почта банк" продемонстрировали на конгрессе работу Единой биометрической системы (ЕБС). С ее помощью россияне смогут удаленно открывать счета в банках, брать кредиты и переводить деньги. Сейчас закон требует от гражданина посещать банк, клиентом которого он хочет стать, или встретиться с его представителем. ЕБС позволит проходить идентификацию один раз, а потом получать услуги удаленно в любом банке.
Игроки рынка активно обсуждали проект маркетплейса от ЦБ. Глава регулятора Эльвира Набиуллина в ходе своего выступления подчеркнула, что Банк России заинтересован в том, чтобы финансовые технологии применялись в финансовом секторе в абсолютно конкурентных условиях. "Мы не хотим новых монополий при использовании финансовых технологий", — заявила она.
На текущий момент роль современных технологий недооценена, высказался глава Сбербанка Герман Греф, отвечая на вопросы акционеров в рамках годового общего собрания акционеров, прошедшего в последний день конгресса. "Влияние технологий будет настолько сильным, что вы даже представить не можете", — спрогнозировал глава крупнейшего банка в стране.
Владимир Верхошинский в ходе выступления на круглом столе назвал российский банковский сектор одним из самых развитых в мире. Он добавил, что специалисты международной платежной системы Visa считают отечественный рынок первым в Европе по уровню цифровизации.
Георгий Горшков, рассуждая о важности технологий, призвал помнить, что необходимо разделять банковский и технологический бизнес. "У каждого есть своя роль, банки сами по себе вряд ли должны заниматься финтехом. За последние годы работа банков не сильно изменилась – банки занимаются кредитованием, сбережениями и платежами. Да, используя новые технологии. Но прорывные технологии появляются у технологических компаний, которые обеспечивают появление новых технологических возможностей", — считает банкир. По его мнению, регулятор и органы власти обеспечивают игрокам финансового рынка равные условия, чтобы не только крупные компании могли получать доступ к самым современным технологиям, но и небольшие банки.
Заместитель председателя правления "Газпромбанка" Вадим Кулик поделился, что его банк сейчас разрабатывает стратегию технологического развития. Банкир заявил, что "Газпромбанк" ищет умные и таргетированные решения, которые не предлагают другие игроки. "Сбербанк большой и технологичный. "Тинькофф" — харизматичный и удобный. Большой вопрос, чем мы сможем отличаться в этом ряду", — рассуждал Вадим Кулик.
"Может быть, вам стоит тогда сделать синергию с "Тинькофф банком", у вас такая хорошая клиентская база", — предложила модератор круглого стола, первый зампредседателя Банка России Ольга Скоробогатова. "Я боюсь, что под такой харизмой слово "вместе" быстро означает "под", — вежливо отказался банкир.
Ольга Скоробогатова решила устроить конкуренцию креатива и попросила участников назвать две основные задачи для развития финансового рынка в ближайшие 3 года с точки зрения технологий. "Все вопросы, которые государство в целом не решило, адресуются к Центральному банку. Это хорошо, что вы в нас верите", — заметила она.
Председатель совета директоров банка "Тинькофф" Олег Тиньков и Георгий Горшков назвали цифровое ID гражданина одним из важнейших решений, необходимых рынку. Вадим Кулик рассказал о важности доступа к данным. Георгий Горшков заявил о привлечении новых клиентов. По его мнению, необходимо заниматься вовлечением в финансовый банковский транзакционный бизнес тех жителей России, которые им еще не пользуются.
Второй важный момент, на который обратил внимание топ-менеджер "Почта банка", — это обеспечение цифровой безопасности и повышение финансовой грамотности. "С развитием технологий клиенты становятся объектом для атак", — признал он.
Владимир Верхошинский призвал рынок переходить на безбумажные технологии и облегчать доступ клиентов к услугам. Поднимался и кадровый вопрос. Банкиры считают, что нужно повышать привлекательность банковского сектора для IT-специалистов, которые стремятся попасть в "Яндекс" и Amazon. "Банки должны увеличить привлекательность, чтобы выиграть в этой технологической революции", — обратил внимание председатель правления "Росбанка" Илья Поляков.
Ольга Скоробогатова согласилась с этой проблемой и призвала рынок ориентироваться на Олега Тинькова, который, по ее словам, платит своим IT-специалистам очень хорошо и создал команде отличные условия.
Сам Олег Тиньков отметил, что все-таки одними технологиями высокой прибыли не добьешься. "Да, мы одни из лидеров технологического и финансового прогресса в стране, может быть, и в мире, не будем этого стесняться, — начал Олег Тиньков, — но это не есть основной драйвер, на мой взгляд". По словам банкира, у банка успешно работает клиентский сервис. В российском банковском секторе это направление недооценено, считает банкир.
Технологии не ради технологий, согласилась Ольга Скоробогатова. "Технологии и иные мероприятия – это для того, чтобы клиент чувствовал себя максимально довольным", — добавила представитель ЦБ.
Рассуждая о технологиях, Владимир Верхошинский обратил внимание, что платформы, которые были внедрены, например система быстрых платежей, сильно поменяют банковскую индустрию. "Через 3 года будет еще больше изменений, которые нам будут казаться абсолютно естественными, а сейчас кажутся новшествами", — прогнозирует банкир.
Но привычные сервисы никуда не уйдут, без человеческого контакта не обойтись, поэтому Тинькову все равно придется строить отделения, заявил Владимир Верхошинский. "Тинькофф", конечно, откроет когда-то отделения, но в этом банке меня уже не будет", — парировал Олег Тиньков.