23:3612 июня 201823:36
758просмотров
23:3612 июня 2018
"Деловой Петербург" в очередной раз собрал за круглым столом представителей власти и бизнеса. На этот раз в редакции побывал уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. Бизнес–омбудсмен ответил на вопросы и рассказал об основных итогах прошедшей президентской кампании.
Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей:
Пока ситуация с бизнес–средой в России не очень меняется. Мы ее анализируем, проводим встречи с экспертами бизнеса по регионам и по отраслям права, где мы взаимодействуем с государством. Еще проводим соцопросы по состоянию деловой и правовой среды. Эти результаты я и докладывал президенту. Конкретные цифры не очень радуют. С точки зрения правовой среды 62% предпринимателей считают, что делать бизнес в стране небезопасно. Здесь нет никакой динамики в лучшую сторону. 83% бизнесменов считают, что административная среда регулирования не улучшилась, а 25% считают, что ухудшилась. Кроме того, есть негативные оценки экономической среды — выгодно или нет производить, инвестировать. Мы всячески пытаемся убеждать президента, что это важная тема. Более 70% предпринимателей заявили о том, что пока живут в состоянии кризиса — и с 2014 года тут ничего не изменилось. Более четверти опрошенных заявили, что в прошлом году ситуация ухудшилась.
Президент дает поручения. Удалось получить по большому количеству дел его мнение, в частности по Лондонскому списку. Проходит большая юридическая процедура, которая позволит предпринимателям приехать в страну в нормальном режиме, а не из СИЗО решать проблему.
Мы говорили о тарифах на продукцию естественных монополий, он дал поручение. По оценкам Столыпинского клуба, в среднем по России на 28% тариф завышен только на электроэнергию. Поэтому президент дал поручение прокуратуре. Сейчас по всей стране прокуроры будут проверять, правильно ли были составлены методики на формирование тарифа и реально ли они повышаются по принципу инфляция минус, как это должно было быть.
Кстати, по самой стратегии роста тоже. Потому что это наша тема — макроэкономика. Мы вынуждены были ею заниматься, потому что правительство продолжает исповедовать парадигму жесткой финансовой политики и монетаризма как основной школы, которая сегодня реализуется в стране. Мы это предлагаем поменять на политику количественного смягчения, чтобы возврат на вложенный капитал был выше. Потому что сегодня риски, может быть, чуть ниже, чем в 1990–е годы, а доходность резко упала по большинству отраслей. Государство не видит этой проблемы, считает, что ее нет. Но это не так.
Такая встреча состоялась с президентом, а дальше форум. ПМЭФ — это встречи и дискуссии, также очень полезные. Питерский форум — единственный в России форум, который отрабатывает свои задачи, остальное — это квазиплощадки.
Игорь Пронин, управляющий партнер "Пи энд Ай Лигал":
Наша фирма защищает медицинский бизнес. В настоящее время вызывает беспокойство, что зачастую проводимые контрольно–надзорными органами внеплановые проверки клиник используются как один из инструментов ведения недобросовестной конкурентной борьбы, также жалобы активно стали использоваться в рамках потребительского терроризма и шантажа. Кроме того, хотим обратить внимание на проблемы в процессе регистрации медицинских изделий на территории РФ — процедура крайне усложнена, непрозрачна и растягивается на годы.
Борис Титов:
Что касается проверок, то тут тоже не все понимают, что у нас избыточность контрольно–надзорной деятельности. Мы боремся с общественным мнением, которым пользуются чиновники, желающие проверять ради своих целей.
Могу сказать, что сегодня существует законопроект о контрольно–надзорной деятельности, который находится на стадии принятия. И реализовывалась целая дорожная карта, которой занималось "Открытое правительство". Теперь непонятно, кто эти функции возьмет на себя. Но в принципе какое–то улучшение было, правда потом раскритикованное.
Мы включили в свой опрос пункт про проверки и выяснили, что от одной до шести проверок было более чем у 80% предпринимателей. Поэтому предлагаем их просто ограничить. Но пока на это никто не идет. Но есть и другие возможные формы. Так, мы предлагаем ограничить количество административных расследований. Их количество уже приблизилось к количеству плановых и внеплановых проверок, при этом они даже не учитываются в статистике Росстата. Решение о проверке может приниматься даже муниципальным органом власти, и очень много проверяют. Мы предложили, что их можно проводить, но чтобы не было права выносить штраф по результатам проверки. Могут выписать предписание, но если хотят оштрафовать за нарушение, то проверку надо согласовать в прокуратуре. И тогда имеешь право на все. В противном случае это не проверка, а расследование. Такие вещи мы предлагаем. Но такой большой отряд чиновников должен себя кормить каким–то образом.
Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге:
Могу пару слов добавить. Сегодня до прокуратуры, Роспотребнадзора и всех органов доведено, чтобы не принимали анонимных жалоб. Если нет случаев угрозы жизни и здоровью граждан. Если подписывают, можно привлечь за ложное обвинение.
ДП:
После трагедии в Кемерове закономерно обострились "пожарные требования" к бизнесу. Причем, как оно обычно и бывает, со стороны самых разных надзирающих органов.
Борис Титов:
Мы пытаемся сделать систему, при которой эти требования были бы исчерпывающими. Сейчас никто не знает всех требований, а некоторые требования противоречат друг другу. Есть, например, Стройнадзор, и есть МЧС. По нормативам Минстроя пожарные выходы должны быть синие, а у МЧС — зеленые. И человечек бежит в разные стороны. Это самый смешной пример, но он приводит к большим сложностям, потому что предприниматель не знает, какая в следующий раз придет проверка и что инспектор потребует.
Мы предложили следующее. Уже несколько лет мы подписываем добровольные пожарные декларации. То есть предприниматель договаривается с инспектором, чтобы изложить все требования, которые есть по пожарной безопасности на объекте. И подписывается документ, что объект будут держать в пожарном состоянии в соответствии с этими требованиями. Тогда нет пожарных проверок. И никакая другая комиссия не может прийти с другими требованиями. Мы предлагаем начать с того, чтобы на объектах с массовым скоплением людей сделать эти пожарные декларации обязательными.
Чтобы МЧС знали, что им надо сформулировать все требования на одной бумаге, и предприниматель знал, что если он подписывает такую декларацию, то несет ответственность ровно за эти требования.
Ольга Котченко, коммерческий директор ООО "Кузнечный рынок":
У нас вопрос, связанный с приватизацией рынка по 159–ФЗ. Компания арендовала 27 лет здание Кузнечного рынка, реализовав право выкупа, получила отказ на основании мифических пеней. Нам отказали в приватизации. Пени оплачены сверх срока исковой давности, оплачены за 10 лет. Ранее властями заявлено, что все рынки останутся во владении города. Но по факту Приморский и Правобережный рынки получили распоряжение о приватизации. Есть желание и средства у компании самостоятельно провести реновацию рынка с целью сделать красивый европейский рынок. Мне кажется, это похвально и должно приветствоваться городскими властями.
Борис Титов:
По реализации 159–ФЗ большое количество обращений к нам поступает. Хотя я впервые слышу, чтобы пытались приватизировать такой большой рынок. Обычно это угол в несколько квадратных метров в каком–то здании. Тем не менее нарушений даже на таком уровне много. Мы начали работать вместе с Корпорацией МСП, они эту тему взяли как одну из основных. Мы проводим инвентаризацию количества таких площадей, которые сданы в аренду бизнесу в различных регионах. И, кроме того, смотрим, какие есть конфликтные ситуации. В основном занимаются они, но мы их всячески поддерживаем.
Александр Абросимов:
В прошлом году мы занимались этой проблемой. Спасибо администрации рынка, что в ноябре прошлого года они пошли навстречу и сдали в аренду холодильные мощности. Спасибо, что мы тогда договорились, что предприниматели перед Новым годом не остались без работы на этом рынке.
Михаил Белоногов, руководитель проектов ИП Белоногов Б.М.:
Буду просить за своего друга. Наверное, все, кто из Питера, наслышаны о том, что председатель правления кооператива "Семейный капитал" Игорь Белоусов посажен в СИЗО. Сейчас он переведен в Москву, поменялись адвокаты, московские следователи не могут найти состава преступления. Люди, находясь в СИЗО, бороться за себя не могут. Документы, видеокарты — все вывезено либо оперативниками, либо судебными приставами. Офис на Садовой опечатан. Наверное, вы слышали об этом, одна из ваших помощниц приезжала, когда он создавал здесь свою криптовалюту.
Борис Титов:
Мы не можем помогать, пока досконально не разберемся в ситуации. Я посмотрю документы. В целом же у нас есть целый ряд предложений по экспертизе. Потому что это огромная проблема — действительно заказывают кого угодно. Предлагали сертифицировать экспертные центры Минюстом как нейтральной организацией. Но движение в эту сторону идет очень сложно.
Второе — есть целый ряд инноваций по экспертизе, который мы предлагали. В частности, ввести адвокатскую экспертизу — со стороны защиты. И чтобы мнение эксперта обязательно прикладывалось к материалам дела.
Изменения в этой сфере должны быть политические. Поэтому мы и создали партию, которая настаивает в конструктивном ключе, что необходимы изменения, которые требуют таких институтов.
К сожалению, больше за нас голосуют люди как раз не из предпринимательской среды. Потому что бизнесмены пытаются решать вопросы. Пока не клюнет петух, они сидят в своей норке и не высовываются.
Президент дает команду, и то чиновники не выполняют. Мы предлагаем ввести реестр уголовных дел. Ведь никто не понимает, какие уголовные дела были открыты, какими следственными органами.
У нас в этом году опять рост по экономическим статьям — возбуждено 242 тыс. уголовных дел. Включая ст. 159. Но до суда дошло не более 15%, где–то 5% было закрыто. А где остальные? И вот так каждый год.
Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея":
Президент России в своем недавнем программном выступлении заявил о необходимости прекращения уголовного преследования по гражданским делам. Вы с ним много общаетесь. Как вам кажется, насколько эти слова соответствуют реальности? Как они будут реализовываться? Кто будет следить за выполнением этих слов президента?
Борис Титов:
Есть часть общества, которая говорит, что весь бизнес — это жулики. И это мнение в том числе влияет на президента. Некоторые подчиненные президента прямо мне говорят: "Ну что, Борис Юрьевич? Хотите всех жуликов из тюрьмы освободить?" Это устойчивое мнение. И после 1990–х бизнес это получил заслуженно.
Ведь до сих пор есть бизнес, который строит финансовые пирамиды, ворует бюджет или кидает дольщиков, а сам ездит на "роллс–ройсе". Многие не видят разницу между ними и теми, кто реально вкладывается и создает рабочие места. В итоге всех мажут одной краской. Но президент понимает, что стране нужна экономика, и поэтому нам помогает.
Не все бизнесмены понимают, что надо объединяться, многие предпочитают сидеть по углам. Не хотят рисковать. А свое политическое лицо, свой положительный имидж нам очень нужен.
ДП:
Вы прошли большую и сложную президентскую кампанию. В ней много говорили про защиту бизнеса. Заметили по итогам больший приток кандидатов в вашу партию?
Борис Титов:
Приток есть. Но не все предприниматели понимают необходимость объединения, предпочитая держаться в стороне. Не хотят рисковать.
На выборах мы понимали, что шансов на победу никаких, как и все остальные участники. Но мы пошли на это, потому что хотели на выборах привлечь внимание к "Стратегии роста". Искали поддержку в виде общественного мнения. Один раз это получилось — с амнистией, когда президента просто убедили. Ведь все правительственные юристы были против. А когда такая общественная волна пошла по амнистии, люди были явно за это. И СМИ выступили за амнистию. Тогда ее подписали.
Выборы были полезным, хоть и тяжелым опытом. Но мы убеждены, что наша стратегия — единственно правильная с точки зрения бизнеса.