Премьер-министр Дмитрий Медведев официально дал старт пенсионной реформе, объявив о повышении возрастной планки. В правительстве решили, что мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины – в 63 года. Правда, переход случится не сразу, а поэтапно и лишь через 10 и 16 лет. По словам главы кабмина, еще на этапе обсуждения непопулярная мера прошла сквозь жаркие дискуссии. "ДП" спросил у экономиста, социолога и рекрутеров, насколько страна готова к такому решению.
Как это работает
Недавно вышедших на пенсию реформа не коснется. Им стоит ждать только заявленного повышения пенсий – в среднем на тысячу рублей в год. Для тех же, кто только готовится стать пенсионером в ближайшие годы, будут действовать особые правила. Так, мужчины 1960 года рождения станут пенсионерами в 62 года, а женщины, родившиеся в 1965 году, выйдут на пенсию в 57 лет.
При этом гражданам с большим трудовым стажем (40 лет для женщин и 45 для мужчин) полагается досрочный выход на отдых – на 2 года раньше. А льготы для досрочных пенсий сохранятся для работников вредных и опасных производств, многодетных женщин, инвалидов, чернобыльцев и др.
"Демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше. С каждым годом этот дисбаланс будет расти и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Для того чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионеров, причем на долгосрочный период", – объяснил премьер Медведев.
Неочевидный экономический эффект
Государство одним выстрелом убивает двух зайцев: продлевает трудовую молодость населения, обеспечивая поступление налогов от их работодателей, и повышает выплаты нынешним пенсионерам (в среднем на тысячу рублей в год). Экономист, профессор и замдиректора Петербургского филиала ВШЭ Даниил Александров считает, что экономические последствия реформы пока оценить сложно.
"Совокупный эффект с точки зрения общей экономической активности будет большой – это единственное, что сейчас очевидно. Единственный важный эффект – понижение пенсионных расходов и повышение количества работников, это тоже немаловажно", – сказал он.
По его мнению, назвать количество работающих пенсионеров сложно, поскольку многие из них работают в тени. "Пару лет назад, когда вводилась монетизация пенсионных льгот, правительство Петербурга заказывало одно исследование. По нему выяснилось, что многие пенсионеры идут работать курьерами, потому что у них бесплатный проезд и такая работа им была выгодна", – вспоминает эксперт.
Однако число подрабатывающих пенсионеров велико, и всех их государство введет в открытую экономику, чтобы получать налоги от работодателей. Последним это невыгодно.
"Каков будет результативный экономический эффект, мне пока сказать сложно, ведь те, кто работал в тени, они ведь тоже работали, производили какой-то продукт, получали деньги, тратили их", – заключил Александров.
Подумали о пенсии, но забыли о здоровье
Реформа не оправдана с точки зрения средней продолжительности жизни в России, считает старший научный сотрудник Социологического института РАН Олег Божков. В разговоре с корреспондентом "ДП" он уточнил, что сейчас средняя продолжительности жизни составляет 72 года.
"О том, сколько мы будем жить, мне кажется, наше правительство думает меньше всего. Говорить можно о чем угодно и ставить планку по продолжительности жизни в 78 лет, но сначала нужно улучшить здравоохранение в стране. Но, похоже, здоровье населения их [правительство] абсолютно не волнует, а волнуют деньги и экономическая выгода реформы", – прокомментировал он.
Социолог опасается, что из-за реформы пенсионеры, которые одновременно подрабатывали и получали пенсионные выплаты, не смогут получать пенсию. "Тут такой посыл: не выходите на пенсию, работайте, пока работается", – резюмировал Божков.
О необходимости мер в сфере охраны здоровья для повышения производительности труда заявила и руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
"Несмотря на то что в России самый низкий пенсионный возраст среди стран Организации экономического сотрудничества и развития, важным фактором является производительность труда, которая у нас ниже примерно в 2 раза. Так, повышение производительности труда и, помимо прочего, меры в сфере охраны здоровья с целью увеличения продолжительности жизни – важные факторы, которые могли бы обезвредить необходимость увеличения пенсионного возраста", – считает она.
Работодатели не спешат навстречу пенсионерам
Руководитель компании "ТОП-Рекрутинг" Инна Егорова рассказала, что ситуация на рынке труда сейчас складывается не в пользу нынешних пенсионеров: сотрудники 63-65 лет востребованы меньше всего.
"Работодатели очень консервативны и по 99% вакансий ждут сотрудников до 45 лет. Часто пожелания к возрасту зависят от возраста самого работодателя, и у заказчиков традиционное желание иметь в качестве подчиненного человека чуть моложе них", – пояснила Егорова.
Повышение пенсионного возраста может обострить проблему обучения и переобучения кадров, добавляет Ирина Жильникова. По ее словам, сейчас все очевиднее деление профессий на "исчезающие" и "профессии будущего".
"Глобального тренда на переобучение в нашей стране пока не наблюдается, хотя разговоры на эту тему не утихают", – констатирует Жильникова.
Проблема переподготовки кадров больше коснется бизнеса, считают рекрутеры. А вот в бюджетных учреждениях ситуация изменится мало.
"Пенсионная реформа вряд ли окажет сильное влияние на госучреждения – там просто пенсионеры окажутся продолжающими трудиться работниками, сотрудники будут просто позже выходить на пенсию. А вот в бизнес-структурах, если человек в возрасте потеряет работу, скорее всего, у него начнутся сложности с поиском новой работы, – продолжает Инна Егорова. – Хорошо бы, чтобы, помимо собственно пенсионной реформы, правительство развивало какие-то вспомогательные инструменты, поддерживало мотивацию бизнеса трудоустраивать людей "бывшего пенсионного возраста".
Страна против
Служба исследований HeadHunter опросила своих клиентов-работников на тему повышения пенсионного возраста. Пойти на это предложили лишь 8% респондентов, а 36% и вовсе уверены, что возраст выхода на пенсию нужно снизить. "Вопреки ожиданиям, наибольшей долей респондентов, отметивших необходимость снижения пенсионного возраста, оказались соискатели в возрасте от 18 до 25 лет. Более того, с возрастом аналогичная доля снижается во всех возрастных группах", – прокомментировала показатели Ирина Жильникова.
Данные опроса компании во многом совпали с общероссийским исследованием. "Ромир" выяснил, что лишь 8% россиян одобряют повышение возраста выхода на пенсию, а 92% против этого. При этом за повышение планки чаще всего высказывалась молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Социологи проводили подобный опрос и 6 лет назад, и тогда против подобных изменений высказались 80% опрошенных.
Сегодняшнее решение было несложно предугадать после прямой линии президента Владимира Путина, где он задал общий тренд: пенсионные выплаты надо увеличить, но с повышением возраста действовать следует аккуратно. В правительстве понимают, что идти на крайние меры можно лишь при стопроцентной уверенности в том, что план сработает. Однако подробного обоснования в числах и цифрах после громкого заявления не последовало.