"ДП" выбрал лучшие киноработы о футболе, которыми можно заполнить паузы в перерывах между матчами мундиаля.
Получится по одной картине за каждый гол сборной России на чемпионате. Ведь наша команда вышла в плей–офф ЧМ по футболу (впервые в истории), выиграв два первых матча на турнире (столько же, сколько на предыдущих трех мундиалях, вместе взятых), забив в них восемь мячей (лучший старт для команды–хозяйки).
Главный советский фильм
"Вратарь", режиссер Семен Тимошенко, 1936 год.
Первый, но так и оставшийся важнейшим советский художественный фильм о футболе. Главный герой, обычный паренек Антон Кандидов, возит по Волге арбузы, да так ловко с ними управляется, что юношу замечают в команде "Гидроэр" и приглашают вратарем. Впереди у Кандидова стремительный карьерный взлет, не менее быстро развивающийся алкоголизм, экзистенциальный кризис и переоценка ценностей. "Вратарь" — не более чем сказка, даже в 30–х годах прошлого века человек, никогда не занимавшийся спортом, не смог бы оказаться в сборной Союза. Но "Вратарь" — классическая советская лента, где отношения героев куда важнее правдоподобности.
Главный фильм–портрет
"Зидан: Портрет XXI века", режиссер Дуглас Гордон, 2006 год.
Да–да, не "Марадона" Кустурицы и не, к примеру, "Пеле: Рождение легенды" Цимбалистов. Самый мощный фильм о футбольной звезде создал шотландский современный художник, член движения Young British Artists Дуглас Гордон. В основе ленты — документальная съемка с 17 камер, нацеленных на Зидана во время одного из матчей француза за "Реал". Значение имеет каждый эпизод: удар, пас, мимическая коммуникация с тренером и партнерами, развязавшийся шнурок, в конце концов. Рядовая игра превращается в эпическое полотно о жизни и смерти, а финал — красная карточка и удаление — в драматичнейшую из развязок.
Самый дикий фильм
"Назидание", режиссер Борис Юхананов и Александр Шейн, 2017 год.
Фильм–коллаж, чистый видеоарт от худрука "Электротеатра Станиславский" Юхананова и автора фильма "ВМаяковский" Шейна. Главные герои — все тот же Зидан и его "Сальери" — Марко Матерацци, на двоих сотворившие самый скандальный эпизод в истории чемпионатов мира. Все помнят, как в дополнительное время финального матча француз ударил головой итальянца, был удален и в итоге остался без кубка, но не все знают, почему так произошло. Классическая версия не устраивает авторов фильма — они видят в этой игре античную трагедию, сакральный момент, требующий соответствующего изложения.
Главный гей–фильм
"Забойный футбол", режиссер Шерри Хорман, 2004 год.
Не самое тонкое, но, безусловно, важнейшее, за неимением лучшего, ЛГБТ–кино о футболе. Действие происходит в несуществующем немецком захолустье, главный герой работает пекарем, а в свободное время играет за местный полупрофессиональный клуб, пока его не выгоняют за нетрадиционную для консервативного городка сексуальную ориентацию. Обида и чувство вопиющей несправедливости помогают родиться дерзкому плану — создать свою собственную команду только из геев и сразиться с бывшими одноклубниками.
Главный феминистский фильм
"Офсайд", режиссер Джафар Панахи, 2006 год.
Последний фильм культового иранского режиссера Джафара Панахи перед его долгосрочным домашним арестом. В равной степени правозащитная и поэтическая история о шести девушках, переодевшихся, чтобы попасть на футбольный матч: в Иране посещение стадионов доступно только мужчинам. Гран–при жюри на Берлинском кинофестивале.
Главная комедия
"Бесконечный футбол", Корнелиу Порумбою, 2018 год.
В истории кино есть две по–настоящему тонкие комедии о футболе. Обе документальные, и обе снял румын Корнелиу Порумбою. После фестивального успеха "Второй игры" в этом году режиссер привез на Берлинале новую работу — "Бесконечный футбол" и снова сорвал восторженную прессу. Главный герой, до невозможности серьезный бюрократ из глубинки, разработал новые правила футбола, руководствуясь принципами старика Хоттабыча: меньше борьбы и никаких травм. Поле должно стать восьмиугольным с сеткой посередине, игрокам строжайше запрещено покидать свою зону. С этими идеями он доходит до кабинетов главных чиновников ФИФА, которым по должности положено рассматривать любые, даже безумные инициативы. Песнь неудержимости человеческой мысли и гениальное в своей абсурдности высказывание о свободе.
Главный фильм об околофутболе
"Фирма", режиссер Алан Кларк, 1988 год.
На этом месте могли бы быть "Хулиганы" с Элайджей Вудом, но их и так все смотрели, поэтому обратим внимание на другую ленту. Алан Кларк в "Фирме" тоже рассказывает о фанатах лондонского "Вест–Хэма", но выбирает для этого совсем другой инструментарий: отстраненность, документальная эстетика, холодный взгляд. Важная лента для понимания эпохи "законов Тэтчер" в Великобритании и все еще одна из лучших ролей Гари Олдмана.
Главный документальный фильм
"Два Эскобара", режиссеры Джефф Цимбалист и Майкл Цимбалист, 2010 год.
Дело было в Колумбии 1990–х. Два главных человека в стране — футболист Андрес Эскобар и наркобарон Пабло Эскобар.
За несколько месяцев до старта чемпионата мира оба выходят на "пик формы": первый становится капитаном сборной, второй развязывает гражданскую войну.
Автор — Максим Заговора, журналист телеканала "Кино ТВ", специально для "ДП".