Архитектурная выставка "Петербург 2103" в Манеже: эффектные размышления о том, каким может стать город к своему 400–летию.
Похоже, в Петербурге наконец-то появился Кунстхалле — городской выставочный зал наподобие тех, которыми славятся многие европейские города. Невелик Берн, хоть и столица. На улицах пасутся козы, нет в нем топовых музеев, как в Женеве или Базеле. Зато бернский Кунстхалле известен на весь мир знаменитыми постмодернистскими выставками.
Наш Манеж еще в позднесоветские годы был важной площадкой — конечно, местного значения. В нулевые и первой половине десятых он стал старомоден, но после недавней реконструкции жизнь здесь бьет ключом. Серию удачных проектов продолжает архитектурная выставка "Петербург 2103". Удивительно, что в городе, где публичные скандалы последних лет, как правило, были вызваны строительством новой театральной сцены или возведением башни мегакорпорации, жанр архитектурной экспозиции широкой публике до сих пор в диковинку. Наши конкурсные или презентационные выставки — лабиринт стендов с компьютерной графикой, ну а если проснется изобретательность, возле принтов повесят плазменные панели с видео.
Нынешний проект в Манеже — эффектные размышления о том, каким мог бы стать город к своему 400–летию. Так накладно мечтать может себе позволить ИТМО, где не так давно появилась программа по урбанизму. Похоже, Петербург наших дней стал посматривать в будущее. Так было не всегда. В XIX веке здесь жили ожиданием катастрофы, сострадая маленьким людям, беззащитным перед бездушной столицей. Об этом, например, "Медный всадник" Пушкина или "Шинель" Гоголя. В начале XX Петербургу прочили "быть пусту". После переезда столицы в Москву разговоры о светлом будущем шли в штатном порядке. При Брежневе город превратился в музей под открытым небом почти на 30 лет.
Сейчас у нас многое меняется. Нынешний Петербург немного похож на тусовочный Берлин, немного — на привыкшую к туристам Прагу, немного на Турин, хранящий память о том, что когда–то здесь была столица. Выставка увлекательно пересказывает историю города — недолгую, но невероятную. Об этом первый этаж. На втором — наблюдения над тем, чем живут недавно построенные районы, размышления о новом образе города и мечты о том, как Кудрово станет райским уголком. О последнем остается только мечтать.