"Яндекс" сделал сервис "Дзен" самостоятельным бизнесом с ожидаемым оборотом 4 млрд рублей. Команда поисковика заявляет, что "Дзен" конкурирует с Instagram и "ВКонтакте", а искусственный интеллект будет определять медиапотребление. Аналитики между тем не верят в успех рекомендательного сервиса как самостоятельного проекта и прочат ему судьбу максимум "российского Reddit".
"Яндекс" выделил рекомендательный сервис новостей и текстов "Яндекс.Дзен" в самостоятельное бизнес-направление. Такое решение было принято на совете директоров "Яндекса". "Мы больше не эксперимент, а компания с долгосрочной стратегией и бизнес-целями", — говорится в блоге проекта. "Дзен" возглавил руководитель Yandex Discovery Дмитрий Иванов. Исполнительным директором проекта стал Виктор Ламбурт.
"В будущем именно искусственный интеллект будет определять медиапотребление: в эпоху информационного шума у человека остается все меньше времени и, главное, желания самому находить интересные материалы на многочисленных площадках. Поэтому за внимание человека будут бороться платформы, которые с помощью алгоритмов искусственного интеллекта будут точно определять интересы пользователей. Это своего рода "телевизор будущего", который покажет только то, что для вас действительно важно", — уверена команда проекта.
Дзен на 4 млрд рублей
"Яндекс.Дзен" — рекомендательный сервис, который подбирает каждому пользователю персональную ленту контента, основываясь на его интересах. Тестовая версия "Дзена" была запущена в 2015 году, а в мае 2017 года "Яндекс" запустил платформу, с помощью которой интернет-издания, бренды и авторы могут публиковать свои материалы в ленте "Яндекс.Дзена".
По данным компании на июнь 2018 года, с июня 2017 года аудитория проекта выросла в 2 раза, до 13 млн пользователей в день. Run rate (экстраполированная выручка на 12 месяцев) оценивается командой в 4 млрд рублей. В ленте "Дзена" заявлено больше 7 тыс. сайтов медиа и свыше 12 тыс. каналов. Статьи на сервисе дочитывают 72% пользователей. Нарративы — 77%.
Пользователи сервиса проводят в ленте больше 20 минут в день, а пользователи мобильных приложений — 35 минут в день. Это сравнимо с крупнейшими международными платформами: у Facebook этот показатель составит в этом году 42 минуты в день, у Instagram — 26 минут в день, по прогнозу eMarketer. По данным Kleiner Perkins, в целом время, которое человек проводит в social media, увеличилось с 90 минут в день в 2012 году до 135 минут в 2017 году.
Авторы "Дзена" могут заработать с помощью автоматической монетизации "Яндекса", но могут и продавать нативную рекламу в своих каналах. "Мы строим экосистему, которая позволит авторам зарабатывать, а рекламодателям без труда находить авторов, которым можно заказать качественное продвижение на платформе", — отмечают в пресс-службе проекта. Активные авторы зарабатывают в среднем 25–90 тыс. рублей в месяц, говорят в "Яндексе".
"Яндекс.Дзен" стал пятым бизнес-направлением "Яндекса", которое выросло из отдельных головных подразделений компании после "Такси", "Вертикалей" (входят проекты "Яндекс.Недвижимость", "Яндекс.Работа", "Яндекс.Путешествия" и "Авто.ру"), "Маркета" и "Медиасервисов" (входят "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Афиша" и "Кинопоиск").
Русский Reddit?
Руководитель "Дзена" Дмитрий Иванов в интервью The Bell отметил, что time spent "Дзена" (время, которое пользователь проводит в сервисе) сопоставимо с соцсетями, где тоже порядка 30-40 минут. Аналитики и участники рынка отмечают, что от того, какую стратегию конкуренции с соцсетями выберет "Яндекс", и зависит дальнейший успех продукта. Евгений Самус, владелец маркетинговой фирмы Goldstein, отмечает, что "Дзену" надо выбрать — использовать ли контент соцсетей или сосредоточиться на новостях и блогерах.
Самус напомнил, что был такой период, когда федеральные и региональные СМИ поняли, что содержание своего сайта, его работа большого трафика им не принесут. "Они все сделали группы в соцсетях, раскрутили их, получив "большой кусок своей аудитории". Конечно, "Дзен" будет популярен за счет большого количества популярных бесплатных ресурсов, но вопрос в том, откуда они будут цеплять свою аудиторию", - отмечает он.
"Не кончится ли это тем, что "Яндекс" будет приводить аудиторию так же, из соцсетей? К тому же аудитория условно делится на две группы — тех, кому интересны новости и мнения блогеров, и тех, кто следит за жизнью родных и знакомых. В этом аспекте "Дзен" будет удобен как инструмент, агрегатор контента, который позволит не делать лишних движений для первого типа аудитории", — добавляет глава Goldstein.
"Дзен" может закрепиться в определенной нише, но тягаться он будет не с классическими соцсетями, уверена руководитель маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская. "Сомневаюсь, что что-то сможет обойти "ВКонтакте", Facebook и Instagram, которые стали для людей уже и паспортом, и памятными альбомами, и основным источником коммуникаций, а скорее с порталами типа "Я-Плакал" или Adme, куда люди идут за тем, чтобы чем-то интересным занять свой ум. Может быть, получится платформа вроде популярного на западе Reddit?" — предположила глава "Брусники".
Телевизор будущего? Нет
"Яндекс" в своем блоге указывает, что "за внимание человека будут бороться платформы, которые с помощью алгоритмов искусственного интеллекта будут точно определять интересы пользователей". Однако такое заявление аналитики считают преждевременным. "Важно понимать, что он заберет часть взрослой аудитории. Молодежь для этого предпочитает больше видеоформаты, и их телевизор — это YouTube", — напоминает Полонская.
Если "Дзен" хочет соревноваться с соцсетями, ему нужно четко сформулировать свое отличительное свойство и преимущество, подчеркивает креативный директор рекламного агентства "Золотое Сечение" Никита Прядко. "Пока, на мой взгляд, это всего лишь еще один источник контента. Платформы, которые с помощью алгоритмов искусственного интеллекта будут точно определять интересы пользователей, — это тренд, который мы можем отследить по ВК, FB и Youtube. Я не думаю, что Дзен сможет совершить здесь какой-то серьезный прорыв, повторюсь: чтобы занять свое место, ему нужно точно сформулировать свою уникальность и донести ее до аудитории", — отметил он.
"Мне кажется, что сейчас, даже после 3 лет работы "Яндекс.Дзена", сервис для некоторых людей все равно остается потоком мусора, — отмечает журналист и блогер "Дзена" Александр Бакланов. — Многие просто не догадываются отписываться от блогов или страниц СМИ, с которых на них выливают ненужную, а порой и вредную, непроверенную информацию. Конечно, есть те, кто пользуется сервисом грамотно и отбирает источники информации, но мне такие почти не попадались".
В тренде персонализации контента "Яндекс" догоняет, а не лидирует, считает Андрей Поскряков, консультант по клиентоориентированности. По его словам, компания всегда имела мощные технологические наработки в этой области, но они долго не превращались в успешные продукты для пользователей. Персональные "умные" ленты стали стандартом во многих сервисах. Сейчас для Youtube и Facebook их рекомендательные системы это главный технологический актив компаний, это и позволяет им держать time spent свыше 40 минут, подчеркивает Поскряков
"Тренд на персонализацию развивается уже много лет, сейчас Яндекс.Дзен борется за свое место в нем. Пожелаем команде Яндекса успехов и скорости. Всё как в Алисе в Зазеркалье: приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее", - отмечает он
В свою очередь, автор Telegram-канала "Интернет-аналитика" Алексей Никушин уверен, что "информационные пузыри, которые создаются подобными экосистемами под предлогом развития, ведут к деградации, замыливанию мозгов и отключению критического мышления". "Это похоже на телевизор, но это телеканал, который нельзя переключить. У "Яндекса" есть все предпосылки в среднесрочной перспективе создать новое информационное пространство, в которое придут блогеры, рекламодатели, бренды и читатели, но рынок конкурентен, и VK, Instagram, YouTube, да и классические медиа не стоят на месте", — резюмирует аналитик.