Порог входа на петербургскую биржу для покупки мелких партий нефтепродуктов снижен в 20 раз, до 5 тыс. рублей. Это решение очистит рынок от лишних посредников.
Упрощенный доступ к торгам ударит по бизнесу трейдеров, но поможет небольшим компаниям работать без посредников и перезапустит рынок сервисных услуг.
Низкий старт
Целевой аудиторией для мелкооптового сегмента Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой биржи (СПбМТСБ) с самого начала были АЗС, промышленники, сельхозпредприятия, перевозчики, строительные компании — все, кто приобретает топливо средним и мелким оптом. Сегодня такие поставки в основном осуществляются по долгосрочным договорам с перекупщиками. Торги мелким оптом, до сих пор проводившиеся на СПбМТСБ в тестовом режиме, оживлялись лишь время от времени — обычно в моменты, когда поставщики оказывались неспособны обеспечить потребности корпоративных клиентов в связи с циклами ремонтов на заводах, авариями и особенно в периоды скачков цен. Теперь мелкооптовая торговля здесь должна стать не просто временным спасением, а постоянным инструментом, рассчитывают менеджеры биржи.
Не без помощи
Особую сложность до сих пор торги представляли для госструктур и компаний со сложившейся жесткой системой конкурсных закупок: им куда проще заключить долгосрочный контракт с выбранным поставщиком–посредником, который и закупает топливо на бирже или у других трейдеров. Участие в биржевых торгах госкомпаний станет возможным только после внесения изменений в ФЗ № 244, и источники, знакомые с вопросом, уверяют, что такие поправки "под биржу" могут появиться уже в начале 2019 года.
Покупая топливо с завода, приобретатели должны решать вопрос транспортировки и дальнейшего разлива. До настоящего времени эти задачи решали трейдеры и посредники. Теперь получить топливо, купленное на бирже, можно будет двумя способами. В первом случае — заключив договор с перевозчиком, который доставит продукцию до места назначения. В Петербурге и Ленобласти на десятках предприятий функционируют собственные мини–АЗС ("контейнеры"), которые используются только для собственных нужд. Нередко разрешения на такую деятельность (жестко зарегулированную государством) у предприятий отсутствуют. Не исключено, что в скором времени госорганы обратят внимание на самостоятельных заправщиков, сообщают участники рынка. Второй способ получения топлива после покупки на бирже предполагает заключение договора с сервисной компанией, которая не только осуществит перевозку, но и предоставит услуги по заправке машин заказчика через сеть официальных АЗС.
Как одно из звеньев в цепочке между биржей и конечным потребителем рассматривается институт операторов торговых поставок. Физически это нефтебазы или линейно–производственные диспетчерские станции (ЛПДС), где хранятся нефтепродукты, которые и продаются через биржевые торги. Данная инфраструктура создана для гарантии исполнения договора и сокращения сроков поставки топлива.
"Тестовая работа операторов товарных поставок в определенной степени была подготовительным этапом для создания на бирже сегмента мелкооптовой торговли", — рассказал первый заместитель директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
В 2016 году "ПТК–Терминал" была аккредитована как оператор товарных поставок на базе "Ручьи". Петербургская компания стала первой в проекте, созданном по инициативе ФАС и товарно–сырьевой биржи. Основным поставщиком топлива для биржевых торгов в нашем регионе является Киришский НПЗ. Но, если судить по данным с сайта биржи, объемы торгов там снижаются. К примеру, в июне 2018 года объемы торгов по бензину АИ–92 в Киришах сократились на 53,8% по сравнению с июнем 2017–го (по стоимости — на 43%). Но в СПбМТСБ надеются на увеличение объема торгов со снижением порога выхода на биржу.
По старинке
На рынке о возможности купить топливо на бирже знают далеко не все и относятся к этому с осторожностью. По привычке потребители готовы работать через посредников, зато без проведения дополнительных операций самостоятельно.
"Для нас важнее всего качество. Мы работаем с проверенными поставщиками, приобретаем киришское топливо от своих дилеров, и мы готовы платить больше, чтобы получать товар по графику и знать, что это надежно", — рассказал Виктор Санец, глава племзавода "Рапти".
Кроме того, существует целый сектор компаний, которые нуждаются в расчетных системах и заправках через АЗС, и обойтись без посредников им будет практически невозможно.
Кроме того, спорным аргументом является стоимость нефтепродуктов на торгах. Большая часть игроков приобретает нефтепродукты через трейдеров, многие из которых готовы предложить клиентам товар без предоплаты, а также систему скидок, особенно если речь идет о регулярных поставках.
Учет и контроль
"Мы уже сформировали индикатор крупнооптового рынка, и теперь все понимают, сколько стоит бензин в оптовом звене при выходе с завода", — рассказал вице–президент, член правления СПбМТСБ Антон Карпов. Но, по его словам, для введения индекса по мелкому опту ликвидности пока недостаточно, данный вопрос только разрабатывается. По данным источников, близких к ситуации, индекс на мелкий опт нефтепродуктов будет введен до конца этого года. Индикатор позволит следить за ценами в онлайн–режиме и взять рынок мелкого опта на контроль.
"Сейчас биржевую цену регулирующие органы учитывают как базовую, от которой отталкиваются все. Мы ожидаем, что введение индекса улучшит положение дел для независимых АЗС, особенно во взаимодействии с вертикально интегрированными нефтяными компаниями", — рассказал президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин.
Речь идет о том, что биржевой индекс является близким к цене сделок по договору между субъектами рынка.
"По индексу мы можем рассчитать реальную маржинальность независимых АЗС, вокруг которой возникают бурные дебаты вплоть до призывов к президенту страны "навести порядок в ценообразовании" автомобильного топлива", — рассказал аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков.
Опираясь на индекс, регуляторы рынка в лице ФАС смогут "приструнить ВИНК, если сочтут их аппетиты неумеренными", отметил эксперт.