Вино у дома. Торговые сети составляют конкуренцию алкомаркетам, привлекая сомелье

Автор фото: Ермохин Сергей

Потребители стали чаще покупать красное и белое вино в магазинах у дома и дискаунтерах. Чтобы выдержать конкуренцию с алкомаркетами, магазины у дома расширяют ассортимент и нанимают сомелье.

После взрывного роста числа алкомаркетов несколько лет назад примерно 10% алкоголя перетекло в новый канал продаж. Несмотря на сильного конкурента, в этом году удалось нарастить продажи вина магазинам у дома и дискаунтерам.
По данным GfK Rus, продажи вина через дискаунтеры в денежном выражении выросли в I квартале 2018 года по сравнению с I кварталом 2017–го на 14,6%. Доля продаж через дискаунтеры тоже выросла с 28 до 30%. По информации исследователей, за этот же период нарастили свою долю по объему продаж вина сети "Пятерочка", "Красное и белое", "Лента" и "Перекресток".
Как отмечают эксперты GfK, на рост продаж повлияла работа магазинов с ассортиментом. Судя по сайту hh.ru, торговые сети начали нанимать на работу настоящих сомелье. Так, например, сеть "О’Кей" ищет специалиста–консультанта по вину в свои гипермаркеты.
В сети "Перекресток" популярность вина связывают с тем, что оно воспринимается покупателями как более здоровый и экологичный продукт, отвечает запросу на продукцию для здорового питания. На этом фоне входят в моду биовина, вина для вегетарианцев, гастрономические вина, мини–формат (0,2 л). Аналогичный тренд наблюдает Дмитрий Селенкин, представитель cети винных бутиков "Альта Вина". Прирост продаж он связывает с тем, что больше людей начинают интересоваться качественными и необычными напитками, например оранжевыми, с красивыми этикетками, из редких стран. Дмитрий Селенкин ожидает, что будет расти популярность российских вин и их доля продаж увеличится до 10%, так как для них вводятся разные поощрения, в том числе рекламные. В "Перекрестках" отечественное вино продолжает развиваться, доля продаж российских вин во всей категории уже составляет около 30%. В I квартале спрос на вино поддерживает большое количество праздников, отмечают в сети.

Промоакции

Заработать на продажах алкоголя сетям становится тяжелее. Именно в этой категории потребители малочувствительны к брендам и ждут спецпредложений, чтобы сделать покупку. В категории алкоголя доля промоакций одна из самых высоких, говорят специалисты. Так, по данным GfK, 59% виски продается по промоакциям, для рома эта доля составляет 53%, вермута — 42%, коньяка и бренди — 38%, игристых вин — 42%. На этом фоне красные и белые вина выглядят более привлекательно — только 30% от общего объема приходится на вина по акции. Но отказаться от рекламных акций пока тяжело.
В "Альта Вина" промоактивность снижать пока не собираются. "Слишком много инструментов продвижения и рекламы для нас недоступны. Это большая проблема, многие боятся сотрудничать и рекламировать даже разрешенные продукты, опасаясь штрафов из–за неясной трактовки закона", — говорит Дмитрий Селенкин.

Больше алкомаркетов

По данным Росстата, объем продаж вина в Петербурге во втором полугодии 2017 года составил 2,8 млн дал, это 5,12% от общего объема продаж вина в стране. За последние годы в Петербурге появилось несколько десятков новых игроков. Львиная доля этих проектов принадлежит оптовым поставщикам и импортерам алкоголя. Растет число винотек импортера Simple, петербургская "Ладога" открывает "Монополи", краснодарская "Фанагория" развивает фирменную розницу, в город вышла сеть алкомаркетов "Красное и белое". Недавно стало известно о планах одного из крупнейших производителей алкоголя в России Beluga Group вывести в Петербург свою сеть алкомаркетов "Винлаб". Крупнейшие игроки петербургского рынка в алкогольной рознице на сегодня — "Ароматный мир" (205 магазинов в Петербурге и области), "Градусы" (около 100 магазинов), "Норман" (около 140).
Алкомаркеты конкурируют с продовольственными сетями прежде всего за счет сервиса. По словам директора петербургского филиала сети алкомаркетов "РусАлка" Александра Фролова, в супермаркетах сложно найти свободного продавца, получить от него информацию про конкретный сорт. Помимо этого, в специализированной рознице представлен более разнообразный ассортимент. "Вино в продовольственных магазинах рассчитано на неискушенного потребителя, — рассуждает Александр Фролов. — В Европе оно стоит в среднем 3 евро, если в российском магазине оно стоит меньше 5 евро, мне кажется, это очень спорное вино".