"ДП" внимательно изучил успехи 13 городских промышленных кластеров. Эти союзы, зачастую копирующие опыт советских НПО, вошли в последние годы в большую моду. В Петербурге, правда, их продукты не всегда востребованы.
Петербургские кластеры за время своего существования заявили около 40 проектов. Половина из них уже реализована или находится в завершающей стадии. Какие–то идеи пока только ищут инвестора. А часть заявленных проектов вообще не связаны с производством и решают маркетинговые и социальные задачи.
"Не все разработки и возможности участников кластера имеют то прикладное значение, за которое инвестор готов был бы платить. Вот, например, какой–нибудь морской робот–манипулятор. Это здорово, но сам по себе, без суднообеспечения, он никому не нужен", — рассуждает председатель координационного совета кластера робототехники морского применения Александр Гургенидзе.
"То, что сегодня называется кластером, в советское время было научно–производительным объединением. Кто–то занимается разработкой проекта, другой — его реализацией, а третий ищет заказчика", — объясняет представитель кластера транспортного машиностроения Сергей Шилкин. Над одним из проектов его кластера — автоматическими дверями для станций метро открытого типа — в кооперации работали пять предприятий, а головной компанией было ООО "НПКФ Техком". Итог: на недавно открытых станциях "Беговая" и "Новокрестовская" стоят именно те двери, что созданы предприятиями кластера.
Некоторые кластеры открыто признают, что не все проекты им удалось реализовать в поставленные сроки. А от каких–то они и вовсе были вынуждены отказаться. Называют в основном три причины приостановки проектов, характер которых тривиален: нехватка финансирования, отсутствие заинтересованных заказчиков и, как следствие, невозможность запустить продукт в серию.
Проект дорожной инфраструктуры композитного кластера, по словам его руководителя Вадима Зазимко, разрабатывался с участием семи предприятий. В создании композитных мостов и пешеходных переходов были задействованы, в частности, ООО "ПГМ — городское пространство", которое занималось созданием перил для мостов, Институт высокомолекулярных соединений РАН и центр консалтинга "Панацея", который анализировал рынок и вел экономические расчеты.
"При этом с нами случилась по–своему удивительная история: разработанная в Петербурге идея и здесь же налаженное производство не нашли своего применения в регионе", — сетует Вадим Зазимко. По его словам, участники кластера создают композитные мосты для центральной России, но вот из Петербурга за несколько лет не поступало ни одного заказа.
Одно из самых популярных направлений — экологические проекты. Например, производство и пункт сборки электробусов. Экопроекты планирует развивать и кластер робототехники морского применения. Создан он только в 2017 году, и его планы существуют пока только на бумаге. Например, система роботизированной очистки акваторий порта.
Как рассказывает один из руководителей кластера чистых технологий Николай Питиримов, уже нескольких лет в многоквартирном доме Красногвардейского района тестируются тепловые пункты с датчиками погоды и светодиодное оборудование с датчиками присутствия, которые дают экономию энергии до 50%. Задача кластера теперь — сделать пилотный проект массовым.