Рост стоимости авиатоплива на 40% за год грозит перевозчикам выпадением доходов. Под ударом — компании, ориентирующиеся на чартерные программы и прогнозировавшие рост перевозок.
Доходы авиакомпаний от высокого спроса в летний период и притока пассажиров во время ЧМ по футболу растворились в возросшей стоимости топлива. Цены на авиакеросин в среднем по России в июне 2018 года выросли на 44%, до 46 тыс. рублей за тонну, по сравнению с июнем 2017 года. Доля топлива в расходах авиакомпаний составляет 25–30%, и динамика цен серьезно бьет по бюджетам перевозчиков — особенно в связи с тем, что многие билеты на летние перелеты проданы заранее, когда цены на топливо были ниже. За первое полугодие рост пассажиропотока по отрасли составил лишь 11%, тогда как в прошлом году наблюдался рост 18%.
С больной головы
С начала года биржевой индекс на авиакеросин в европейской части России вырос на 29,8%, а внебиржевой — на 43,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как отмечают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), основная доля авиационного керосина приобретается перевозчиками как раз по прямым внебиржевым контрактам с применением формульного ценообразования.
Поскольку авиаперевозчиков кормит именно лето, денежные потери, вызванные ростом стоимости топлива, не просто создадут авиакомпаниям временные неудобства, а скажутся на всей итоговой отчетности за год.
С проблемой роста цен на авиакеросин АЭВТ уже обратилась к правительству. Профильные органы в лице ФАС, Минэнерго, Росавиации оказались бессильны, так как цены на нефтепродукты государством не регулируются, а нарушений в ценообразовании не обнаружено.
В этих условиях перевозчики вынуждены полагаться на себя, а точнее на пассажиров — именно им придется оплатить дорожающие авиабилеты.
По оценке главы консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, повышение стоимости топлива спровоцирует рост цен примерно на 15–20% и лишит рынок дешевых билетов.
"Обычно деньги, заработанные за сезон, заканчиваются у авиакомпаний ближе к весне. В этом году при таких условиях деньги закончатся уже осенью. И компаниям не остается ничего иного, как повышать стоимость билетов, чтобы удержаться на плаву", — уверен эксперт.
За госсчет
Однако за предыдущие 2 года темп прироста номинальных доходов населения замедлился и по итогам 2017 года составил 2,4%. В S7 отмечают, что в такой ситуации перевозчики не могут рассчитывать на компенсацию роста расходов за счет цен на авиабилеты. В АЭВТ также не поддерживают идею с повышением ставок, так как это, по их мнению, лишь спугнет потребителей и еще больше ухудшит положение перевозчиков.
Помочь сдержать рост тарифов, по мнению перевозчиков, может государство. Речь идет о снижении акциза на топливо либо повышении размера возмещения акциза.
"Деятельность любой авиакомпании зависит от поставщиков услуг, включая топливные компании. При этом работа перевозчиков контролируется государством по многим направлениям, а действия топливозаправочных компаний практически не подвержены контролю со стороны государства. Это парадокс. Особенно учитывая, что конечный продукт, перевозка, остается за авиакомпанией", — заявили в пресс–службе компании NordAvia. В числе мер контроля Росавиация, например, предъявляет требования к поддержанию определенного уровня доходности, отмечают в авиакомпании Azur Air: если он падает, это может грозить авиакомпании остановкой работы.
В ассоциации выход видят в снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на региональных авиамаршрутах, минующих Москву, до нуля. На рейсах через Москву налог предлагается сохранить прежним — в размере 10% (сегодня действует по всем перелетам). Этот вопрос поднимался уже не раз, однако окончательных решений пока так и не принято.
"Мы ждем взвешенного решения властей в вопросе облегчения налоговой нагрузки, так как бесконечно сдерживать цены авиаперевозчики не смогут", — отметил заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.
Но если у крупных игроков есть возможность дождаться налоговых послаблений и компенсировать затраты по пассажирским перевозкам за счет других направлений, небольшие компании, особенно чартерные перевозчики, оказываются в зоне риска. Тот факт, что большинство блоков мест было продано туристическим фирмам еще зимой с учетом прежних цен на топливо, не отменяет необходимости возить пассажиров сейчас, когда ситуация изменилась. При этом рассчитывать на поступление дополнительных денег от продажи билетов по обновленным ценам, как это могут позволить себе крупные перевозчики, не приходится.
"Рост цен на авиатопливо наблюдается ежегодно, при этом обратной тенденции не видно, несмотря на различную конъюнктуру нефтяного рынка, — отмечают представители Azur Air. — В условиях повышенного спроса авиакомпаниям чуть проще переварить увеличение стоимости топлива, но впереди сезонный спад, в течение которого выросшие цены на керосин будут больнее бить по экономическим показателям".
В своих интересах
"Перевозчики не приветствуют роста цен, но мы зависим от биржевых индексов и действуем в условиях рынка", — рассказала начальник коммерческой службы ЗАО "СОВЭКС" (топливозаправочная компания в Пулково) Марина Синельникова.
Кроме "СОВЭКС" в Пулково работают АО "Аэрофьюэлз" и "Роснефть Аэро". Наличие в аэропортах нескольких топливозаправочных компаний дает возможность перевозчику маневрировать и снижать свои затраты на авиакеросин и услугу заправки.
Тем не менее это не отменяет общего роста цен на топливо и не отменяет доли, которую компании берут за услуги по заправке.
Надо отметить, что в Петербурге стоимость обслуживания самолетов существенно выше, чем в Хельсинки и Риге, рассказывают участники транспортного рынка. Сейчас в Пулково летают два десятка небольших российских авиакомпаний. До сих пор их число только росло, но тяжелые времена грозят нашему аэропорту сокращением числа регулярных рейсов.
В случае с чартерными авиакомпаниями рост цен на авиакеросин не только негативным образом скажется на авиационной отрасли, но и, безусловно, затронет развитие туристической отрасли.
“
У авиакомпаний нет альтернативы, кроме как увеличивать стоимость перевозки. Но с учетом того, что российский рынок сфомирован низкими ценами, повышение тарифов повлечет за собой снижение объемов перевозок. В этом есть своя большая опасность. Вне зависимости от того, часто или редко, пустым или полным летает самолет, необходимо оплачивать его владение лизинговым компаниям. При таких условиях рынка перевозчики оказываются в очень непростом положении. Если у авиакомпаний есть задел по финансам, пережить этот период будет проще. Но, к примеру, у небольших компаний такой запас достаточно ограничен. В наиболее тяжелом положении окажутся те, кто поставил все на рост рынка, как в свое время это сделала “Трансаэро”. Усугубляет ситуацию и то, как себя чувствует на данный момент туристический рынок. Все это заставляет с опасением смотреть на перспективы рынка на ближайшее время.
Федор Борисов
эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
“
Рост цен на топливо отразился на экономике всех компаний. Понятно, что рано или поздно все затраты переложатся на пассажиров. Но мы не стремимся растить тарифы, чтобы остаться в рынке. Ведь при повышении цен на билеты компании теряют пассажиров. Сейчас на проданные билеты за лето уже ничего скорректировать нельзя, и это является личной проблемой авиакомпаний. К тому же усложняет положение рынок туристических услуг. Уходят заказчики, которые обеспечивают нас стабильными заказами. Авиационный бизнес низкомаржинальный, он чувствителен к любым дополнительным расходам. Некоторые компании находятся в непростом финансовом состоянии, и то, как их судьба будет складываться дальше, покажет осень. Увеличения стоимости авиатоплива стоит ждать и дальше. Нефтеперерабатывающие заводы переориентируются на выпуск дизельного топлива для техники в конце лета — начале осени, когда идет сбор урожая, что создает дефицит керосина на рынке.
Сергей Савостин
исполнительный директор авиакомпании Red Wings