Обычно считается, что самый горячий сезон для спортзалов — весна, когда люди начинают готовиться к лету и массово покупают абонементы. Но и осенью, когда все возвращаются из отпусков, решив начать жизнь "с чистого листа", залы тоже могут быть забиты до отказа. "ДП" выяснял, ждать ли в сентябре наплыва клиентов в фитнес-клубах и как сезонность влияет на спортивный бизнес.
Многие, кто регулярно занимается спортом, слышали про ироничное звание "подснежник" — человек, который приходит тренироваться только весной, чтобы похудеть к лету. Для владельцев фитнес-клубов это самый прибыльный сезон, но, как оказалось, дело не только в "подснежниках", а просто в общей сезонности бизнеса, погода в котором — один из ключевых факторов.
Сезон-пик в зале
"Осень — это традиционное начало фитнес-сезона, и увеличение продаж в клубах по отношению к лету составляет порядка 30%", — рассказал президент холдинга "Евразия" и основатель сети спортивных клубов Fitness House Алексей Фурсов.
Директор по развитию сети фитнес-клубов Fitness Family Денис Горнев рассказал "ДП", что осенью приходит на 20% больше посетителей, чем летом.
"Любой клуб, не важно, сетевой он или просто какой-то отдельный клуб, летом в течение 3 месяцев попадает в минус. Причем у кого-то просто минус, а у кого-то сильный минус. Потому что люди летом спортом не занимаются, а загорают, ездят на дачи, шашлыки и в отпуск. И для того чтобы этот провал как-то компенсировать, все клубы начинают в преддверии осеннего сезона привлекать клиентов, проводя скидочные акции", — рассказал он.
Он также подчеркнул, что у игроков бизнеса фитнес-услуг самыми неприбыльными месяцами являются май, июнь и июль, а самые выгодные месяцы — период с сентября по декабрь и с конца января до апреля.
"Думаю нет ни одного клуба, который в теплые месяцы был в плюсе. И сейчас куда ни позвони, везде проводятся акции, потому что посетителей нет. На улице ведь 30 градусов тепла. Когда хорошая погода и жарко, для фитнеса это плохо", — считает он.
Также Горнев отметил, что в летний период клубы тратят деньги, которые удалось заработать в пиковые прибыльные сезоны. А ситуацию с малым количеством посетителей летом накаляет очень жесткая конкуренция на рынке Петербурга.
"Рынок фитнеса в Петербурге гораздо более конкурентный, чем в Москве", — считает он.
Осенний наплыв посетителей наблюдают не только владельцы клубов, но и сами посетители. По словам Михаила Шаповалова, тренера фитнес-клуба Olymp, в пиковые сезоны клиентам может не хватать даже шкафчиков, за которыми выстраиваются очереди.
"Особенно такое бывает, когда в клубе есть детские секции или бассейн. Бассейн больше всего посещают люди в возрасте, которые приходят только поплавать, поэтому бывает, что там мест не хватает", — пояснил он.
По его словам, многое зависит от клуба, в массовых сетях наплыв в сезоны очень большой, но и в элитных клубах никто тоже не застрахован от внезапно возросшего потока посетителей.
Скидки для "подснежников" и не только
В преддверии осеннего сезона практически все спортивные клубы Петербурга объявили рекламные скидочные кампании.
Например, объявил Fitness House. Клуб предлагал скидочное предложение по приобретению абонемента с доступом в 45 клубов с бассейнами. В фитнес-клубе Olymp предлагают купить клубную карту со скидкой в 10%. В сети Sculptors Group объявили большую летнюю распродажу со скидками в 40% за абонемент. Элитные клуб "Парус" и Fitness House Prestige тоже не исключение. В одном предлагают до конца июля приобрести карту, по которой будет происходить оплата только за реальное посещение, в другом — объявили летнюю распродажу: там предлагают приобрести два абонемента по цене одного.
Так, карта посетителя Prestige на проспекте Королева обойдется в 50 тыс. рублей, на Пулковском шоссе в 65 тыс. рублей, на Барочной улице за 80 тыс. рублей. При этом стандартная цена без скидки в "Престиже" варьируется от 50 тыс. до 85 тыс. рублей за год. Средняя стоимость годового абонемента в стандартных клубах сети Fitness House достигает от 7,1 тыс. до 14 тыс. рублей. Кстати, Prestige в отличие от стандартных клубов не так часто балует посетителей акциями. За прошедший год "ДП" насчитал только восемь акций для клиентов, в то время как у остальных клубов их было 29.
По словам Алексей Фурсова, Fitness House раз в год проводит крупные распродажи, но вот четкого графика распродаж никогда нет, он скользящий. Поэтому в компании нет, например, постоянных планов проводить акции в преддверии осеннего прибыльного сезона, чтобы увеличить количество посетителей.
Больше всего на акции не скупится Alex Fitness. Сеть, похоже, живет в режиме постоянных скидок, независимо от сезона. Вместе с фитнес-клубами Olymp, которые принадлежат тому же владельцу, за год у Alex Fitness было 77 акций, не считая розыгрышей в социальных сетях и лотерей. Средняя стоимость абонемента в Alex Fitness без скидки — 9,8 тыс. рублей, в Olymp — 18,5 тыс. Если судить по отзывам из соцсетей, скидочные акции оказываются эффективны — в залах Fitness House часто не протолкнуться.
В фитнес-клубах Sportlife обратная ситуация. За год сеть объявила только одну скидочную акцию на абонементы в Петербурге, когда клиентам предлагалось приобрести безлимитный сертификат на полгода за 11 тыс. рублей вместо 22 тыс. Целевая аудитория клуба — люди, увлекающиеся спортом на профессиональном и полупрофессиональном уровне, поэтому акцент сделан больше не на массовость посещений, а на участие в соревнованиях и мастер-классах. Стандартный годовой абонемент в Sportlife в Петербурге стоит 44 тыс. рублей, для людей моложе 26 лет — 33 тыс. рублей.
У Sculptors Group, в которую входят три клуба — Sculptors, Susanin и Gio — цена годового абонемента варьируется от 23,9 тыс. до 27 тыс. рублей. При этом во всех клубах за год было только 10 акционных предложений по посещению зала.
У фитнес-клуба World Class были в основном сезонные акции для клиентов, всего за год их было проведено девять. В среднем безлимитный годовой абонемент во все спортзалы World Class в Петребурге стоит 95 тыс. рублей, а в фитнес-клубе на Крестовском острове — 110 тыс.