Госкорпорации с энтузиазмом взялись за работу с малыми и средними предприятиями. Многие уже перевыполнили установленные законом минимумы закупок и довольны экономией. А сами подрядчики жалуются на демпинг и крупные лоты. Хуже всего строителям.
Компании с государственным участием продолжают наращивать объемы закупок у городского малого и среднего бизнеса. По данным Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), за 2017 год заключено 13,5 тыс. контрактов на общую сумму 197 млрд рублей (+86,9%). В этом году тенденция сохранилась. За первые 4 месяца с петербургскими юрлицами уже заключено 5 тыс. контрактов на 43,6 млрд рублей, но цифра эта резко вырастет к концу года: в декабре активность заказчиков заметно растет.
Пятнадцать процентов — это закон
К тесным контактам с малым и средним бизнесом свои корпорации подталкивает государство. Согласно ФЗ–223, с 1 января 2018–го доля таких закупок должна составлять не менее 15% годового объема. Однако опрошенные "ДП" заказчики даже превысили этот показатель, и порой в несколько раз. Так, "Ростелеком" на спецзакупки у петербургского бизнеса направил порядка 3 млрд рублей, или 32,2%. В "Воздушных воротах Северной столицы" на такие закупки в прошлом году пришлась почти половина годового объема. Запланированный на 2018–й показатель Северо–Западного банка Сбербанка — 66,3%. АО "Гознак" потратило на закупки у МСП 275 млн рублей (22,9%).
Партнерство выгодно крупному бизнесу. Генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман ранее указывал, что показатель экономии в таких сделках в среднем составил 11,13%. В Сбербанке оценивают его еще выше: в ряде случаев эффект может составлять от 20 до 30%. При этом жалоб на МСП не так уж много. АО "Гознак" указывает, что с новыми подрядчиками сохраняется высокий уровень неопределенности. В "Ростелекоме" негативным фактором назвали сроки банковских гарантий. "В банковской системе можно было бы установить льготные сроки для МСП, с тем чтобы принятие решения о выдаче гарантии не превышало 1–2 рабочих дней и процент, который получает банк, также был снижен", — считают в компании.
Проблемная стройка
Явная ложка дегтя в этой бочке меда — строительная сфера. Причем больше трети всех контрактов с МСП в Петербурге — в строительстве (74,5 млрд рублей), при этом выстраивать работу с госкомпаниями сложно. "На рынке говорят так: хочешь проблем — подпиши госконтракт, — рассказывает Максим Гришин, вице–президент петербургского отделения Института по управлению проектами (PMI). — Работа ведется по базисно–индексному методу строительства, но он не дает правильную стоимостную оценку проекта. Реально вещь стоит 100 рублей, а заявленная смета — 90 рублей. В результате часто такие контракты убыточны". При этом некрупные лоты в строительной сфере — редкость. В результате позволить себе податься на лот в 200 млн рублей может лишь компания с оборотом не меньше 800 млн, указывает депутат ЗС Ирина Иванова.
Вопрос был поднят на заседании у губернатора, в сентябре должна собраться рабочая группа под председательством вице–губернатора Сергея Мовчана. Один из вариантов решения — заставить заказчика разделять лоты, ввести поэтапную оплату.
Поставщикам тоже нелегко
В других сферах ситуация лучше, но и там похожие жалобы. Например, поставки электрического и компьютерного оборудования — еще одна популярная сфера партнерства с МСП. Получить такой контракт несложно, но лоты часто очень крупные, а заказчики всеми правдами и неправдами сбивают цены. Для подрядчика это риск.
"Ты выигрываешь конкурс, но компания не заключает контракт, а проводит повторный конкурс, включая в него компании, предложившие самые интересные условия: хотят, чтобы цену еще больше снизили, — рассказывает Виталий Мамаев, директор группы компаний "ОЛВИТ". — При этом в контракте прописаны значительные рассрочки, иногда до 45 дней, — это норма для крупных компаний. У нас товар импортный, и с учетом колебания курса мы с опаской участвуем в таких конкурсах".
Но притираться друг к другу все равно придется. К 2025 году Владимир Путин поставил целью нарастить долю малого и среднего бизнеса в российском ВВП с 20 до 40%. В условиях огосударствления экономики, в которой доминирующую роль (порядка 70%, по оценкам ФАС) играют именно госкорпорации, других вариантов у сторон просто не остается.