Рынок лизинга строительной техники в 2017 году вырос наполовину и по итогам 2018 года может прибавить еще более 20% благодаря льготным программам приобретения техники.
По данным RAEX ("Эксперт РА"), объем нового бизнеса в сегменте строительной и дорожно–строительной техники в России в 2017 году вырос на 49% и составил 76 млрд рублей.
В 2018 году спрос на стройтехнику продолжает расти, говорят лизингодатели. Так, объем нового бизнеса ГК "Балтийский лизинг" в сегменте строительной и дорожно–строительной техники за первые 6 месяцев 2018 года по России вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 3 млрд рублей. Объем нового бизнеса компании в этом сегменте в Петербурге составил 114 млн рублей по итогам первого полугодия 2018 года, оставшись на стабильном уровне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По СЗФО этот показатель у "Балтийского лизинга" почти в три раза больше – 310 млн рублей.
В Северо–Западном региональном филиале АО "Сбербанк Лизинг" новый бизнес лизинга строительной техники в первом полугодии 2018 года вырос примерно на 10–15% в сравнении с январем–июнем 2017 года. А у компании "Интерлизинг" в Петербурге портфель нового бизнеса по этому имуществу увеличился на 30%.
Льготные программы
Росту сделок во многом способствовала программа льготного лизинга спецтехники от Минпромторга. В рамках госпрограммы предоставляется единовременная скидка до 10% от стоимости техники отечественного производства за счет уменьшения авансового платежа.
"Сейчас большая часть стратегических инициатив по развитию промышленности, обновлению производственных фондов (в том числе строительной техники) реализуется государством через лизинговые компании с помощью множества программ субсидирования приобретения основных средств. И что самое главное — лизинговые компании в данном случае выступают проводниками господдержки, так как субсидия полностью транслируется на лизингополучателя", — говорит Сергей Жарков, коммерческий директор компании "Интерлизинг".
Различные скидки от дилеров техники и совместные программы лизинговых компаний и производителей также делают покупку в лизинг выгодной.
"Наши партнерские программы с крупнейшими автопроизводителями позволяют взять стройтехнику в лизинг с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. Большим спросом при оформлении спецтехники пользуется такая опция, как минимальный аванс. Подобные предложения позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке техники в лизинг, а потому всегда пользуются популярностью", — рассказывает генеральный директор АО "ЛК "Европлан" Александр Михайлов.
Строительный бум
Основная потребность в лизинге строительной техники в Петербурге и Ленинградской области в первом полугодии 2018 года была связана с использованием в дорожном строительстве. "Существенные объемы закупок производили петербургские дорожно–строительные компании, которые в преддверии ЧМ–2018 активно приводили в порядок дороги города", — отмечает Сергей Жарков.
Также стройтехнику в лизинг сегодня чаще закупают компании, которые работают в сфере сдачи техники в аренду, ЖКХ, производства стройматериалов, сельского хозяйства.
"Наиболее востребованы экскаваторы, экскаваторы–погрузчики, тракторы с разнообразным навесным оборудованием. Отмечу, что клиенты стали больше внимания обращать на технику китайских производителей", — говорит Дмитрий Пономарев, начальник отдела лизинга оборудования и спецтехники компании "Балтийский лизинг".
Вырос спрос на лизинг башенных кранов, который эксперты связывают с изменениями в 214–ФЗ об участии в долевом строительстве. По словам Сергея Жаркова, девелоперы стремились получить разрешения и запустить в продажу как можно больше жилых комплексов до вступления с 1 июля в силу новых требований к застройщикам жилья. В связи с этим увеличился спрос на приобретение башенных кранов, а на рынке их аренды даже образовался дефицит. Для многих участников рынка аренды подобной строительной техники загрузка парка вернулась к докризисным показателям 2012 года.
Сегмент строительной техники всегда был интересен лизинговым компаниям. "Этот вид техники высоколиквиден, существует развитый вторичный рынок, имущество регистрируется. Из минусов можно отметить проблему взаимных неплатежей в отрасли", — считает Дмитрий Пономарев.
Лизингодатели обычно готовы заключать сделки со стройтехникой при авансе от 10% и сроке договора до 3 лет. "Наша компания мониторит рынок лизинга как с точки зрения потребности клиентов, так и с точки зрения конкуренции. Так, буквально в июле 2018 года по флагманскому продукту "Лизинговый конвейер" произошли существенные улучшения. Помимо возможности брать лизинг до 300 млн рублей практически на любой вид дорожно–строительной техники, легковых машин и коммерческого транспорта за 12 рабочих дней был снижен аванс и появилась возможность работать по некоторым видам техники с безнадежной и низкой ликвидностью", — рассказывает Игорь Мещеряков, директор Северо–Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг".
Расчет на рост
По прогнозам компании "Интерлизинг", объем нового бизнеса лизинга строительной техники в Петербурге по итогам 2018 года вырастет на 25–30%. В компании "Сбербанк Лизинг" ожидают увеличения рынка не менее чем на 20%. Главным драйвером роста объемов закупок строительной техники в лизинг во втором полугодии будет программа субсидирования от Минпромторга.
"Что касается рынка строительной и дорожно–строительной техники по Петербургу в целом, то пока мы не готовы давать многообещающих прогнозов по росту количества сделок во втором полугодии 2018 года. Стройка крупных инфраструктурных объектов в городе завершена, техника для ремонта и строительства дорог у большинства предприятий на сезон также закуплена, — полагает Дмитрий Пономарев. — Сдерживать рост объема нового бизнеса будут повышающиеся цены на импортную технику, рост НДС и высокие утилизационные сборы".