07:4617 августа 201807:46
589просмотров
07:4617 августа 2018
Век XXI закономерно считается веком информационным, цифровизированным. Практически в каждом сельпо можно заплатить за покупки картой, Интернет достиг почти всех самых дальних точек страны (и мира), бабушки переписываются с внуками эсэмэсками и перезваниваются по скайпу, медицина семимильными шагами идет к использованию искусственного интеллекта. И это все совершенно прекрасно и очень удобно. Ровно до тех пор, пока не сломается.
Последних ярких примеров два. 15 августа днем часа полтора не работала система воздушного контроля амстердамского аэропорта Схипхол — третьего по величине в Европе, между прочим. Десятки рейсов не могли сначала сесть, потом взлететь. Затем все заработало, но рейсы откладывались и отменялись до позднего вечера. Пассажирам предлагали отслеживать информацию на сайте или в приложениях — Wi–Fi в аэропорту работал прекрасно. В России тем временем сломалось приложение "Сбербанк Онлайн" — пользователи не могли получить выписки и перевести деньги. Да что там говорить, даже в Госдуме недавно во время голосования по пенсионной реформе что–то случилось с автоматической системой голосования.
Вопрос, конечно, не в том, что иногда случаются поломки. Это как раз нормально. Ненормально, что системы, от которых мы зависим, которым мы доверяем кошельки и жизни, это наше доверие обманывают. И да, поэтому многие по старинке идут платить за квартиру на почту, а регистрироваться на рейс — за 3 часа в аэропорт. Оно как–то надежнее, хотя и очереди, и нахамить могут. Да и банка под кроватью снова начинает казаться удачным деньгохранилищем — она уж точно не зависнет и не заглючит.
Можно толерантно назвать это некомфортной средой. Можно сказать честнее — это уязвимость. Российские пользователи приложений и так обеспокоены тем, что их поведение может отслеживаться, а персональные данные не защищены.
Теперь оказывается, что нет доверия и тем ресурсам, которым данные сдают добровольно. То есть ставка на технологии по большому счету все равно оборачивается игрой в рулетку. И выигрыш здесь непредсказуем.