Грузовладельцам понравилось возить грузы в контейнерах. В итоге решилась проблема порожних рейсов, лишь каждый восьмой контейнер уходит из Петербурга пустым.
В контейнеризации заинтересованы как стивидоры, перевозчики, складские операторы, так и грузовладельцы. Для одних это возможность неплохо заработать, для других — шанс снизить риски потери части груза при транспортировке.
Из пустого в порожнее
Общая мощность контейнерных терминалов в портах Балтики — около 5 млн TEU, при этом за прошлый год было обработано всего 2,23 млн TEU. В этом году, несмотря на увеличение грузооборота, терминалы снова останутся сильно недозагружены. Но перспективы у рынка все же есть.
За первое полугодие порты Петербурга и Ленобласти, согласно данным агентства InfraNews, перевалили 1,12 млн TEU (1,25 млн TEU вместе с Калининградом), что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В июле также зафиксирован рост.
Крупнейшим на Северо–Западе и в целом в России по перевалке контейнеров является Большой порт Санкт–Петербург. Соотношение экспорта и импорта в нем находится примерно на одном уровне, но отдельно у каждого стивидора соотношение индивидуальное. Как рассказал "ДП" начальник коммерческого отдела ПАО "КЦТЛ" Сергей Лонцих, на их площадке перегружаются в основном экспортные грузы — до 99%, поэтому общий баланс достигается работой всех терминалов. В результате с января по июнь в Большом порту порожние контейнеры составляют лишь восьмую часть от общего объема — 125,43 тыс. TEU. А еще лет десять назад большинство приходящих к нам контейнеров возвращались пустыми.
В Усть–Луге с соотношением импорта и экспорта дела обстоят куда хуже — 30,86 тыс. к 7,94 тыс. TEU. "Из 29 тыс. экспортных контейнеров в месяц, которыми мы оперируем, на Усть–Лугу идет в лучшем случае 200–300", — отмечает генеральный директор компании "Модуль" Александр Альтшуллер. Причиной этому, по его словам, является непопулярность порта у судовладельцев.
Посредник для столицы
Большая часть контейнеров, которая приходит в Петербург, в дальнейшем отправляется в Москву и соседние регионы. Четыре из пяти контейнеров идут дальше по России, в основном автомобильным транспортом.
Крупнейшими заказчиками таких перевозок являются торговые сети, такие как IKEA, "Леруа Мерлен", "Спортмастер"; производители техники, например Samsung, и другие. Транспортировку осуществляют как крупные, так и мелкие перевозчики. Небольших компаний на рынке доставки грузов из порта Петербурга несколько тысяч.
Многие из этих перевозчиков индивидуальные предприниматели или частники, их деятельность непрозрачна, поэтому часть рынка транспортировки контейнеров автотранспортом является белым пятном. Непосредственно из Петербурга и Ленинградской области отправляются около 3,5 млн машино–рейсов в год, из которых 2 млн — в направлении Москвы. В столицу везут строительные грузы, стекло, одежду. Часть грузов генерируется в самом городе на промышленных предприятиях.
Что прячется в контейнерах
Сейчас в контейнерах возят практически все — начиная от наливных грузов, заканчивая продуктами питания. И если автомобильным транспортом так возят в основном потребительские товары, то по железной дороге в основном перевозили химикаты и соду. Оборот этих грузов в первом полугодии 2018 года составил 231,63 тыс. TEU, что составляет 17% совокупной перевозки груженых контейнеров по сети РЖД.
Львиную долю контейнеров — 27% — по железной дороге возит компания "Трансконтейнер", 6% — "Сибур–Транс", а у остальных доля составляет менее 5%.
Активно в контейнерах транспортируют лес на экспорт — из 172,22 тыс. TEU за рубеж идет 90%. За полугодие объемы перевозки леса в контейнерах выросли на 32%.
Из малых контейнерных номенклатур по сети РЖД перевозятся промоборудование (38,48 тыс. TEU), сборные грузы (19,46 тыс. TEU), лом черных металлов (12,16 тыс. TEU), а также рыба, мясо, овощи, фрукты и многое другое.