Президент НП "Деловая петербурженка" Зоя Винниченко о том, как 1990–е дали толчок женскому бизнесу

  

Свое первое предприятие я создала в 1994 году. Что это было за время? Работы у людей не было, предприятия необходимую продукцию не производили, а директора компаний были вынуждены подчиняться "бандитскому Петербургу". Тогда растерялись мужья, а детей надо было воспитывать, кормить и учить. И женщины взяли все удары судьбы на себя. Многие закупились клетчатыми сумками: там купили — здесь продали, и никто не понимал "этого рынка". Многие осознавали, что важно выжить и сохранить семью. Благо в 1990–е годы у меня уже было несколько высших образований, в том числе экономическое, и я набрала достаточно управленческого опыта, разбиралась в вопросах менеджмента. Тогда я подрабатывала в "Ленэкспо" на договоре, организовывала первые в стране выставки в так называемом женском сегменте (например, белья) и привлекала швейные производства. Уже в те годы я активно интересовалась темой гендерной политики за рубежом и женского имиджа в России.
Тем не менее надо было думать о перспективах: выставки — это интересно, но я работала на договоре. То есть сегодня со мной заключили договор, а что будет завтра? Первое военмеховское образование не позволяло мне торговать в ларьке колбасой, поэтому я купила профессиональное оборудование. С ним и пришла в бизнес: начала заниматься ремонтом, в учредители фирмы пригласила директора известной производственной компании. Как мне тогда казалось, если предприятие что–то производит, то оно уж точно никуда не денется. Но какой ремонт в 1990–х годах? Заказов поступало мало, и мой соратник по бизнесу неожиданно засуетился: компания была отдана бандитам, а меня едва не лишили доли. Спустя несколько лет, в 1997 году, я прошла платную стажировку в Германии и тогда получила опыт правильной бизнес–стратегии. Вернувшись в Петербург, решила создать общественную организацию, где объединила предпринимательниц — таких же, как я сама. Меня по–прежнему волновал имидж женщин, но при этом хотелось создать профессиональное деловое сообщество.
И вот уже 20 лет мы помогаем петербурженкам в своем деле. У нас очень тесные контакты в ассоциации: мы получаем друг от друга заказы, сами себя консультируем, обмениваемся опытом, организуем общественные проекты. Сейчас в ассоциации состоит около 600 предпринимательниц. Примерно 2 года назад мы начали принимать заявки не только от ООО, но и от ИП. Многие так же начинали в 1990–х и пришли из сферы образования — у нас даже есть свой совет старейшин. Сейчас в ассоциации представлены многие отрасли экономики: здравоохранение, общепит, мода и инновации и другие.
Зоя Винниченко, президент НП "Деловая петербурженка"