После 10 лет перемирия "Орими" подала в суд на своего конкурента "Май" — петербургская группа компаний защищает монополию на слово "высокогорный".
Один из российских лидеров по производству чая и кофе — компания "Орими" (чай Greenfield, "Принцесса Нури", Tess) месяц назад обратилась в суд по интеллектуальным правам, чтобы вернуть охрану обозначения "высокогорный" в шести своих товарных знаках. Она была потеряна после предыдущей попытки лишить конкурента — ООО "Май" ("Лисма", "Майский", Curtis) — защиты на знак с этим же словом. Компания "Май" на момент подготовки статьи комментарий не дала.
Принцесса раздора
Производители чая "Орими" и "Май" — давние соперники: в 2005 году ООО "Орими" Александра Евневича и Сергея Касьяненко подавало иск в арбитраж, пытаясь защитить товарный знак "Гита". К тому времени петербургское УФАС уже приняло решение в пользу "Орими" — управление признало, что "Май" при выпуске и продаже чая "Гита" нарушает закон "О конкуренции". Компания "Май" Игоря Лисиненко в ответ подавала кассационную жалобу, но суд оставил решение в силе.
Возможно, на возобновление спора с давним конкурентом "Орими" вдохновило успешное завершение дела о защите другого товарного знака. В ноябре 2015 года ООО "РМ Групп" (владеет пермской сетью "Монетка") подало заявку на регистрацию собственной торговой марки Favorite Label по классу "чай". Однако Роспатент отказал, указав, что подпись "чай черный высокогорный" внизу упаковки сходна до степени смешения с серией товарных знаков со словом "высокогорный" компании "Орими". В апреле 2017–го ООО "РМ Групп" подало возражение, но решение Роспатента осталось в силе.
Сергей Касьяненко, совладелец ГК "Орими"
В том же апреле ГК "Орими" подала возражение в Роспатент против предоставления правовой охраны товарного знака "майский отборный высокогорный", зарегистрированного еще в 2015 году "Маем". "Знак действовал с 2015 года, но в конце 2016–го "Май" начал выпуск чая с использованием обозначения "высокогорный", — говорит Мария Драбова, директор по корпоративным коммуникациям ГК "Орими". Шаг оказался результативным: 14 августа 2017 года Роспатент лишил знак охраны. Однако "Май", в отличие от пермского ретейлера, с решением не согласился и пошел в суд. Суд счел, что знаки производят различное общее зрительное впечатление и не ассоциируются друг с другом, после чего вернул защиту. Сейчас "Орими" пытается обжаловать это решение в кассации. Вопрос решится в течение месяца.
Симметричный ответ
Московский производитель "Май" на победе в суде, похоже, не остановился и лишил защиты ряд товарных знаков со словами "высокогорный" и hight grown, принадлежащих "Орими". С его подачи в марте Роспатент пришел к выводу, что слово "высокогорный" — неохраняемый элемент, не занимает доминирующего положения в товарном знаке и подлежит исключению из охраны. После этого к защите суда прибегла "Орими": в июне она подала иск к Роспатенту о признании недействительным его решения.
"Орими" просит суд обязать Роспатент восстановить охрану шести своих товарных знаков, суд выделил эти требования в отдельные производства. Их рассмотрение назначено на сентябрь.
"Обозначение "высокогорный" не описывает свойства чая и должно быть охраноспособным, "Май", напротив, утверждает, что высокогорный — определенная разновидность чая. Однако ни "Май", ни Роспатент не указали, какое же именно свойство чая определяется словом "высокогорный", — говорит Мария Драбова.
Дополнить защиту
Причина спора может быть экономической, считают в юридической фирме Claims. Она может заключаться в усилении конкуренции между производителями на рынке чая.
"Пока перевес на стороне "Мая", но, если Верховный суд передаст жалобу "Орими" по делу 2017 года на рассмотрение коллегии, велика вероятность, что это приведет к отмене решений Суда по интеллектуальным правам, — говорит партнер Claims Анастасия Кузнецова. — Это позволит "Орими" пересмотреть дело против "Мая" и сохранить за собой знаки "высокогорный" по текущим спорам".
Эксперт отмечает, что у "Орими" огромное количество регистраций товарных знаков, но, вероятно, этим работа по защите бренда и ограничивается. "Из дела с "высокогорным" можно увидеть: "Орими" не обращалась против заявки "Мая" с элементом "высокогорный" на стадии регистрации. Также рекламная кампания продвигала "Принцессу Нури", но не обозначение "высокогорный" — как раз этих доказательств продвижения "Орими" и не хватает сейчас", — говорит Анастасия Кузнецова.