С тренировки по мотокроссу сложно уйти без желания вернуться.
Считается, что взрослые серьезные мужчины на мотоциклах делятся на две неравные категории. Большинство — это те, кто сел на два колеса еще в юности и не может жить без передвижения на этом виде транспорта. Меньшинство — те, кто всю жизнь мечтал промчаться на мотоцикле, но что–то каждый раз мешало. И, как показывает практика, в основном решительный шаг в сторону рычащего двухколесного механизма такие мужчины делают где–то в районе 40 лет (плюс–минус). Психологи считают это одним из проявлений кризиса среднего возраста. Впрочем, они очень многое считают проявлением этого кризиса.
Так получилось, что я отношусь к третьей категории — тех, кто давно мечтал, но так и не решился. Именно поэтому, узнав, что в Петербурге можно проехаться на спортивном мотоцикле, я не раздумывая направился на мототрек на пр. Мориса Тореза, 71. Так я впервые оказался в мотоциклетной школе SSMX, расположенной рядом с треком. Стоит отметить, что, несмотря на то что школой управляют достаточно молодые мужчины, поставлено тут все очень серьезно. Медали и кубки, завоеванные местными преподавателями, внушают уважение. А тренером, которому пришлось со мной возиться, стал Владислав Никитин — двукратный чемпион России и многократный чемпион Петербурга.
Чувствуешь себя маленьким
Одним из первых вопросов, которые мне задали, когда я пришел на занятие, стало: "А вы когда–нибудь управляли мотоциклом?" Отрицательный ответ вызвал легкий скепсис в глазах и вопрос: "Ну хотя бы сидели?" Пришлось пожать плечами и признаться, что, увы, обращаться со мной придется как с маленьким. Вздохнув, за меня все–таки взялись.
Нужно уточнить, что для управления кроссовыми мотоциклами не требуются водительские права: официально они считаются не средством передвижения, а спортивным инвентарем. Поэтому прийти на занятие может любой желающий. В основном, конечно, начинают осваивать технику дети и молодежь, но, как мне рассказали в школе, достаточно много и вполне солидных мужчин. В том числе тех, кто собирается получать в будущем права категории А — после кроссовых мотоциклов другими управлять кажется намного проще, а экзамены по вождению даются легче.
Занятие начинается с примерки снаряжения. Самый минимум, который надо надеть, — щитки на ноги и грудь, пластиковые сапоги для защиты ног, специальные штаны и рубаху, перчатки и, разумеется, шлем. С непривычки идти во всем этом непросто, но, с другой стороны, дойти надо только до мотоцикла. Дальше, хочется верить, придется только ехать. Ну и все–таки не стоит пренебрегать техникой безопасности.
Сперва, разумеется, краткий инструктаж. Как завести мотоцикл, как отпускать сцепление, чтобы не заглохнуть и не рвануть вперед, потеряв управление. Как правильно поворачивать, чтобы не завалиться на бок, что делать, если все–таки завалился. Вроде бы ничего сложного, но все всегда поначалу кажется проще, чем на самом деле.
И вот начинается практика. Мотоцикл пока заводить не доверяют. И вообще, чувствуешь себя в этот момент ребенком, который осваивает двухколесный велосипед. Владислав заботливо придерживает мотоцикл. Руки неосознанно вцепляются в рукоятки так, что, если бы не было перчаток, наверняка были бы видны костяшки пальцев, побелевшие от напряжения. Медленно стараюсь отпустить сцепление, при этом потихоньку добавляя газ. Не выходит. Чуть дернувшись вперед, мотоцикл красноречиво глохнет.
Повторяем. Стартер. Сцепление. Первая передача. Газ. Отпускаем сцепление. Ура! Медленно, но неотвратимо мотоцикл начинает двигаться вперед. Но пока одного все еще не отпускают: Владислав продолжает придерживать за заднее крыло — сейчас завалиться на бок проще простого. Но, как ни странно, достаточно скоро я обнаруживаю, что еду самостоятельно. И вот уже, поддав газу, несусь по прямой вперед под рев мотора. То есть мне кажется, что несусь, хотя, предполагаю, со стороны это выглядит как очень даже неторопливая езда.
Адреналин кипятит
Разумеется, на большой трек, где занимаются серьезные спортсмены, меня на первом занятии не пустили. Чуть в стороне тут сооружена трасса поменьше. Впрочем, не думаю, что это очень упростило ситуацию: маршрут изрезан небольшими горками, а в конце надо еще и развернуться. Поэтому первый круг проезжаю крайне осторожно, стараясь привыкнуть к управлению. Ну и параллельно выслушиваю наставления Владислава: локти выше, газу больше, при повороте ногу вперед и на сиденье сдвинуться к рулю, при разгоне наклониться к рулю, при торможении чуть откинуться назад.
Один круг следует за другим. Постепенно волнение уходит, уступая место невероятному восторгу. Да! Все–таки есть в этом занятии что–то невероятно притягательное, не случайно же мужчины (и многие женщины, кстати, тоже) так подсаживаются на это увлечение. Адреналин кипятит кровь.
Но, разумеется, все не может получиться сразу. Например, разворот не дается никак. Один раз даже, не удержав равновесие, самым позорным образом заваливаюсь на бок… Конечно, тут же вскакиваю, делая вид, что ничего не произошло. И вновь пытаюсь справиться с поворотом. Почти получается. Ладно, значит, есть над чем еще поработать.
Когда занятие заканчивается, с удивлением обнаруживаю, что я полностью мокрый от пота. Вроде бы все время ехал, но непривычные движения, как выяснилось, дали еще и неплохую мышечную нагрузку. Как говорится, два в одном: и удовольствие, и польза.
Не могу удержаться и прошу Владислава показать несколько движений, которые умеют делать профессионалы мотокросса. Сразу же понимаю, насколько детскими были мои упражнения. Владение мотоциклом у профессионала действительно потрясает: так и не давшийся мне толком разворот он делает легко и играючи, без видимого напряжения поднимает машину на заднее колесо, при этом двигаясь вперед, взлетает на горку, на которую мне даже смотреть страшно. Есть на кого равняться и к чему стремиться.
А уходя с мототрека, не могу изгнать из головы предательскую мысль: как же все–таки это здорово! И было бы очень неплохо научиться управлять мотоциклом всерьез, чтобы уже не по тренировочной дорожке проехаться возле трека, а отправиться на двух колесах в дальнее путешествие.
В общем, наконец присоединиться к той категории мужчин, которые становятся мотоциклистами, поддавшись симптомам кризиса среднего возраста.
Что бы об этом ни говорили психологи.