Суть городского самоуправления можно сравнить с поддержанием порядка в коммунальной квартире. За что отвечают городской голова (исполнение) и горсовет (законы)? За дороги, свет, чистоту, коммуникации, общественный транспорт и — в идеале — за создание удобной среды обитания. Грубо говоря, за места общего пользования.
Домоуправ не прав
Отличие от коммунальной квартиры, впрочем, в том, что за обеспечение инфраструктурных функций в ячейках отвечает тот же город в лице ведомства, курирующего ЖКХ. Оно (тут все едины) гигантское и дряблое. Уникальность нашей ситуации в том, что по сути город остается главным домоуправом, отвечая практически за все дома, построенные до 1991 года (отчасти исключая советские кооперативы). Почти все, что построено потом, управляется несколько иначе — или по крайней мере имеет к тому основания.
Вдобавок все, что построено до 1991–го, имеет сложные компоненты собственности. Так, практически любой дом в центре города — это сложная мозаика владельцев: приватизированные квартиры, неприватизированные квартиры, коммерческая недвижимость и так далее. И ЖКХ–ведомство выполняет тут функции посредника по подключению воды, газа и пр.
Но этим функция домоуправа не исчерпывается. По идее, он главный помощник жильца. В нашей ситуации сильно иначе.
Возьмем, к примеру, воду. По закону она в ответственности домоуправа ровно до первого отсекающего крана. Проверяет ли он его? И как часто? Впрочем, как и свои стояки. И готов ли помочь в случае необходимости? Все знают, что хороший сантехник в ЖКС — вещь нереальная, а потому легендарная. Обычно с ними тяжело связаться и сравнительно сложно договориться. То есть, конечно, просто — за деньги, но часто ли вам давали акты выполненных работ? Без которых шанс доказать выполнение такой работы близок к нулю. ЖКС будет отнекиваться и уходить в сторону. Его задача проста: мы ничего не делали и ни за что не отвечаем.
Дальше можно задаться вопросом: кто мешал за все эти годы сделать хотя бы две–три вещи? Первое: почти в любой западноевропейской стране (а теперь и восточной тоже) введено обязательное страхование водных коммуникаций. Обязательное! Как с машиной: аварии практически неизбежны, а потому нужна общая подушка безопасности.
Другой ход: город берет на себя ответственность за все внутридомовые водные артерии, и жилец ничего с ними делать права не имеет. Как в Финляндии, и в частности в Хельсинки. Северный климат создает особые риски, и их надо совместно (город живет на наши налоги) гасить.
Есть еще возможность: каждое ЖЭУ заводит группу качественных профессионалов, работающих по установленному тарифу и соблюдающих бумажную отчетность "вверх и вниз". Потому ЖКС в этой ситуации становится своего рода хозрасчетной, но ответственной бригадой.
Мы же наслаждаемся высохшим советским болотом. Теперь оно стало еще хуже, потому что принципиально бесконтрольно.
Коммунальные заслуги
При этом задумайтесь над тем, насколько выросла стоимость коммунальных услуг. Одна знакомая недавно назвала точную цифру. Купив квартиру на Троицком пр. в 1999 году и сохранив из сентиментальности первую квитанцию, она сравнила ее с нынешней. Разница составила 50 раз за почти 20 лет. По официальной статистике, пенсии в нашей стране за 15 лет выросли в гордые 3 раза.
Городу, думается, остается признать одно: если конкуренции в этом секторе не будет, то и порядка не будет никогда. А инфраструктура будет только изнашиваться.
Последние попытки создания конкуренции в сфере ЖКХ были при Матвиенко. Дальше — одни разговоры про реформы и обсуждения роста тарифов. А потому город и дальше будет оставаться виновником бед и адресатом обвинений.
Напоследок пример. У приятеля разорвало первый отсекающий кран на стояке. Горячая вода шпарила 25 минут. Соседи оценивают ущерб в 9 млн рублей. По закону виноват ЖКС. Но состояние его документации таково, что суд бесконечен. Нет даже схемы коммуникаций на дом, не то что актов выполненных работ.Никакой ответственности за оплаченное управление чужим имуществом. И это — главный приговор.