Нефтетрейдеры ожидают вторую волну кризиса на топливном рынке. Несколько месяцев работы в минус не оставляют надежды пережить очередной скачок цен.
После временной стабилизации рынок нефтепродуктов снова начало лихорадить. Подорожание доллара до уровня 2016 года — 67,6 рубля — не могло пройти бесследно, цены на бензин вновь поползли вверх.
В связи с этим участники рынка ожидают очередного кризиса, аналогичного тому, что случился в апреле–мае этого года. Но если весной компании держались на плаву за счет финансовых запасов, то сейчас, после нескольких месяцев работы в минус, потери могут оказаться более существенными и непоправимыми.
Продать выгоднее
С начала августа стоимость бензина "Регуляр–95" и летнего дизтоплива на Петербургской товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) увеличилась на 8% и 5% соответственно. Обеспокоенные члены Российского топливного союза (РТС) намерены снова обратиться за помощью к федеральным властям.
"Сейчас розничные цены негласно зафиксированы, но потенциально условия для повторения весеннего ценового сценария существуют и частично уже реализуются", — рассказал "ДП" исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. По его словам, несмотря на то что объемы поставок на внутренний рынок выросли, принятых ранее мер "ручного" регулирования недостаточно.
Основная проблема состоит в том, что из–за ряда факторов, в том числе уровня акцизов и экспортных пошлин, привлекательность поставок нефти и нефтепродуктов на иностранные рынки сохраняется и даже усиливается. После падения курса рубля продажа продукции на внутреннем рынке стала еще менее доходной, чем раньше.
Так, нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины) того же бензина "Регуляр–95" 14 августа составил 60 756 рубля за тонну, то есть на 13 тыс. рублей больше, чем биржевая стоимость этого же топлива в европейской части России. Поэтому, стремясь заработать больше, нефтяные компании отдают предпочтение иностранным рынкам. И действительно, рост цен идет параллельно с падением объема продаж на бирже, особенно сильно на ключевых базисах — Уфа, Самара. Но на это также могут влиять и сезонные ремонты на нефтеперерабатывающих предприятиях.
"Вероятно, нефтяные компании будут держать рынок в тонусе недостатком предложения, пока биржевая цена внутри страны не дойдет до паритета с экспортной", — считает аналитик Thomson Reuters Максим Назаров.
Убыток из прошлого
Пока что рост цен на топливо наблюдается только в опте, но рано или поздно нагрузка будет переложена на конечного потребителя. "Когда закончатся запасы нефтепродуктов, приобретенных ранее, пойдут вверх и розничные цены", — уверен президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин.
Более того, поскольку доходность розничного бизнеса в последние месяцы существенно снизилась, даже в отсутствие роста цен в опте АЗС будут стремиться компенсировать свои прошлые убытки. Участники рынка сообщают, что за этот год потери операторов на петербургском рынке составляют сотни миллионов рублей.
Некоторые опрошенные "ДП" эксперты и трейдеры считают, что запас прочности у АЗС еще есть. Например, по последним данным, разница между биржевой ценой литра бензина и его стоимостью на заправке составляет около 6 рублей. То есть рентабельность могла бы составлять около 15%. В Федеральной антимонопольной службе на запрос редакции также ответили, что маржинальная доходность сетей приемлемая.
Но участники рынка с такими подсчетами не соглашаются. "Маржинальность АЗС высчитывать по разнице цены продажи и биржевой стоимости некорректно. Есть бонусные программы, скидки для корпоративных клиентов", — отмечает вице–президент ПТК Андрей Михеев. По его словам, у многих компаний по розничной цене продается меньше 25% от общего объема.
При этом независимые АЗС при росте цен на опт страдают больше, чем операторы, входящие в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Нахождение в консолидированной группе налогоплательщиков дает им возможность перераспределять прибыль и затраты внутри группы и удерживать стоимость в рознице на приемлемом уровне.
За госсчет
Не исключено, что для сохранения низких цен на топливо на внутреннем рынке при росте стоимости нефтепродуктов за рубежом правительство может пересмотреть размер бюджетной субсидии для нефтяных компаний, отдающих предпочтение внутреннему рынку, а не экспорту, сообщают СМИ. Таким образом, регуляторы рынка получат возможность ослабить зависимость оптовых внутренних цен от нетбэка. При этом, каким критерием будут пользоваться регуляторы, какую цену они признают оптимальной, неизвестно, говорят эксперты.
"Вряд ли стоит опираться на нетбэк. Если правительство через ФАС провозглашает принцип ценообразования на розничном рынке как "инфляция минус", то и оптовые цены следует привязать к розничным в виде некоего дифференциала от них, например "розница минус 15%", — считает аналитик ООО "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков.
Станет ли нынешний рост цен фатальным, будет зависеть как от курса валют, так и от оперативности принятия мер на госуровне. Но, пока внутренний рынок будет оставаться непривлекательным для нефтяников, поддержку оказывать придется часто.