Участки вблизи воды наиболее востребованы на рынке загородной недвижимости, поэтому на территории некоторых коттеджных поселков девелоперы собственными силами создают небольшие водоемы и даже целые озера.
Водоем — как искусственный, так и естественный — повышает ликвидность любого коттеджного поселка. А в премиум–классе водные просторы обязательны.
"В проектах высокого ценового сегмента декоративные пруды и озера создаются с целью облагородить территорию коттеджного поселка, визуально увеличить площадь земельного участка, сосредоточить у искусственного водоема зону отдыха, прогулочную зону, вписав его в единую ландшафтную композицию", — поясняет директор ДЗН ООО "Адвекс "Лиговский" Станислав Азацкий.
По словам директора по продажам компании HONKA Елены Соловьевой, размер искусственного водоема определяется площадью поселка и зоны благоустройства: он должен быть гармонично вписан в общую концепцию благоустройства жилого комплекса.
В то же время площадь искусственного водоема определяет его назначение. Например, небольшой пруд около 50 м2 может быть декоративным, средние пруды площадью 50–150 м2, как правило, служат для разведения рыбы.
В некоторых случаях девелоперы создают даже небольшие озера. В ряде проектов, где есть искусственные водоемы, локальная зона отдыха создается с помощью ландшафтного дизайна территории. Бывает и так, что водоем вписывается в парк, который находится в составе проекта. В качестве примера такого решения можно привести поселок "Репино парк", где разбит парк на 23 га, а также экопоселок "Сочи", в котором зимой на озере будет заливаться каток, и "Репинская усадьба" с зоной рыбалки. В коттеджных поселках массового спроса "Демидовская усадьба" и "Лубенская долина" в качестве зон отдыха презентуют обычные пожарные пруды.
Мизерные траты
Сооружение пруда или искусственного озера стоит относительно недорого. Например, создание трех ландшафтных парков с двумя прудами предусмотрено концепцией коттеджного поселка премиум–сегмента "Ламбери", где стоимость лотов находится в диапазоне от 33 до 65 млн рублей. Обустройство же небольшого водоема обошлось застройщикам всего в 3 млн рублей. "В ближайшее время мы приступим к организации второго пруда с площадью зеркала 750 м2. Он будет больше первого, поэтому, по предварительным оценкам, обойдется нам в 6 млн рублей", — говорит генеральный директор "Ламбери" Алексей Потапов. Столь мизерные в масштабе всего строительства затраты может позволить себе застройщик проекта любого уровня — в частности, и проектов с самыми бюджетными ценниками.
"В целом создание искусственного водоема, с моей точки зрения, было бы оправданно даже в проектах, которые делают ставку на дешевизну сотки. Если 5 млн рублей, в которые условно обходится обустройство пруда, раскидать на 200–300 домовладений, получится, что стоимость участка поднимется всего на 20 тыс. рублей. В общей стоимости дома эти траты будут незначительны", — говорит руководитель экспертного бюро "Сперанский" Дмитрий Сперанский.
Не очень существенными могут быть и расходы на содержание искусственного водоема.
"Все, конечно, зависит от количества домов, — поясняет генеральный директор агентства недвижимости "Невский Простор" Александр Гиновкер. — Если в поселке их десяток, то расходы окажутся существенны и не каждый житель поселка будет готов платить за этого. Но если в поселке сотни домовладений, то затраты на содержание таких водоемов вряд ли серьезно ударят по кошельку владельцев жилья".
Без особого смысла
Тем не менее на территории Ленинградской области гораздо более распространены проекты загородного жилья вблизи пешей доступности от естественных водоемов. Что же касается коттеджных поселков с искусственными озерами, то они немногочисленны.
Девелоперы включают данную функцию в проект только в тех локациях, где рядом с поселком нет естественных водоемов. Это южные районы области — Тосненский, Ломоносовский, Гатчинский, а также некоторые поселки Всеволожского района. Даже тот факт, что с точки зрения ценообразования стоимость лотов вблизи водоема может быть выше на 10-15%, для большинства девелоперов не является стимулом рыть искусственный водоем.
Дмитрий Сперанский объясняет это тем, что застройщики не уверены в темпах продаж, поэтому на начальном этапе стараются максимально снизить затраты и даже небольшие суммы редко вкладывают в улучшения. На финальном же этапе реализации, когда уже почти все распродано, в этом вложении для девелопера уже нет маркетингового смысла.