В Петербурге открылся "Музей неПравды", в числе его экспонатов скелет циклопа, летающие сандалии Гермеса и киборг с собачьей головой. Инвестиции в размере 20 млн рублей основатель музея Дмитрий Миронов нашел на "Бирже стартапов" "Делового Петербурга".
Идея необычного музея появилась у петербуржца Дмитрия Миронова 2 года назад. В то время он уже давно занимался созданием квестов и интерактивных театров в России, Германии, США, Дубае. Оборот каждой точки составлял 1,5 млн рублей в месяц. "Я чувствовал, что ограничен форматом квеста. Мне хотелось масштабности, возможности рассказывать параллельно сразу несколько историй", — объясняет предприниматель.
На то, чтобы разработать концепцию музея, визуализировать экспонаты и просчитать бизнес–план, ушло полгода. Вдохновением послужили книги, фильмы, загадочные истории и мифы. Еще 5 месяцев понадобилось, чтобы найти инвестора: на открытие требовалось 15 млн рублей.
Судьбоносная "Биржа стартапов"
"Я использовал все варианты, писал письма незнакомым людям и в итоге пришел на "Биржу стартапов", — рассказывает Дмитрий. — Честно говоря, я был настроен скептически, думал главным образом попасть в инфополе. Но в итоге практически сразу нашел живые деньги. Я знал, как защитить проект, чтобы он понравился, и был очень хорошо подготовлен".
Осенью 2017 года, на 33–й по счету "Бирже стартапов" проект получил от бизнес–ангелов самые высокие оценки. Инвесторы с удовольствием рассматривали примеры будущих экспонатов, выполненных в стиле стимпанк. И даже примеряли на себя прибор для чтения мыслей. В результате Дмитрий получил приглашение на встречу сразу с несколькими членами жюри "Биржи", в том числе с экспертами бизнес–инкубатора "Ингрия".
В итоге, по словам предпринимателя, специалисты Центра прототипирования "Ингрии" помогли создать для коллекции музея несколько экспонатов, например голограммы.
Инвесторами же в результате стали президент "Евразия Холдинга" Алексей Фурсов и генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко. Сумма сделки, как и доли инвесторов, не раскрывается, однако общий объем вложений, по оценкам экспертов, в итоге мог составить около 20 млн рублей. Вложения, по негативному прогнозу, должны окупиться за 2 года.
По словам основателя "Музея неПравды", большую роль для бизнес–ангелов сыграл тот факт, что минимум один из текущих инвесторов уже был знаком с предыдущими проектами предпринимателя: квестами "Жить" и "Лавка мясника". С момента финансирования до открытия прошло 10 месяцев, переговоры длились около месяца.
Место для музея искали очень долго. "Я хотел нечто особенное. Мы посмотрели 50 площадок, и у меня уже начали опускаться руки", — вспоминает Дмитрий. В итоге музей открылся в здании бывшего хранилища Общества взаимного кредита, открытого в 1890 году.
Яйца дракона и русалка
Теперь вместо золотых слитков, дорогих украшений и банкнот в хранилище можно увидеть яйца дракона, машину времени, скелет единорога, меч "Эскалибур", говорящую статую, чупакабру, инопланетянина и русалку — всего 110 экспонатов.
"Мне хотелось удивить взрослого человека и заставить его подумать о том, как могло быть на самом деле", — признается Дмитрий. Над музеем работала команда из 40 человек: пластические бутафоры, арт–механики, художники, инженеры и программисты.
Целевая аудитория — взрослые и дети, местные и туристы. "Мне нравится, как на музей реагирует ребенок: он верит, что все это действительно существует, и получает подтверждение", — смеется Дмитрий.
Практически каждый экспонат сопровождается документальным фото– и видеорядом из различных архивов.
Схема монетизации проекта стандартная для музея: прибыль от продажи билетов, экскурсий и сдачи в аренду под закрытые мероприятия.
"Музей — это еще и шоу–рум возможностей нашей команды для бизнеса: так мы показываем, что умеем делать полезные арт–объекты для офисов, ресторанов, гостиниц и так далее, — подчеркивает предприниматель. — Я легко могу представить говорящую статую владельца в холле крупной компании".
Сейчас концепция музея и описания экспонатов адаптируется под другие языки: после того как стартап покажет себя на рынке Петербурга, проект будет масштабироваться. У Дмитрия осталось еще 200 макетов для новых экспонатов. "Все так задумывалось, чтобы можно было "собрать в коробку" и показать в любой точке мира", — говорит Дмитрий. Сейчас бизнесмен ищет покупателей франшизы для своего музея.
"Музей неПравды" зацепил меня по двум причинам, — объясняет Андрей Соколов, генеральный директор Технопарка Санкт–Петербурга, член жюри "Биржи стартапов". — Во–первых, абсолютной непохожестью на другие проекты "Биржи": мы с коллегами видели их довольно много. Речь даже не о фантастической идее, а о том, что это редкий у нас пример высокотехнологичного проекта для массовой аудитории. Во–вторых, у меня не было серьезных причин сомневаться в бизнес–модели".
По словам Андрея Соколова, в "Музее неПравды", в отличие от существующих за рубежом музеев колдовства и магии, демонстрируются прежде всего фантастические машины и механизмы.
"В наше время на это есть спрос. Проект вышел по–настоящему сложный и привлекательный", — говорит бизнес–ангел.
Следующая "Биржа стартапов" пройдет 28 сентября. Прием заявок открыт.