Лето 2018 года оказалось удачным для организаторов водных экскурсий по рекам и каналам Петербурга. Теплая погода и гости мундиаля увеличили спрос на круизы. Изменилось и поведение туристов. Вместо традиционных видов на Медного всадника, Петропавловскую крепость и Зимний дворец они стали чаще выбирать прогулки к современным инфраструктурным проектам, появившимся за последние 2-3 года.
Опрошенные "Деловым Петербургом" участники рынка водных экскурсий заявляют о росте спроса на речные прогулки минувшим летом. Поток туристов, желающих посмотреть на Северную столицу с борта теплохода, увеличился примерно на 25-30%. Ожидания предпринимателей оправдались: перед началом навигации самые оптимистичные прогнозы варьировались на уровне 15-20%.
Общую картину подпортило повышение цен на дизельное топливо. Однако аномальная жара и чемпионат мира по футболу сыграли на руку основным перевозчикам. Благодаря этим факторам удалось частично компенсировать издержки на горючее. Интерес к классическим маршрутам с историческими достопримечательностями сохраняется. Но судовладельцы отмечают одну важную тенденцию — в новом сезоне резко набрали популярность ночные круизы к стадиону на Крестовском острове, "Лахта центру" и вантовым мостам Западного скоростного диаметра.
Силы небесные
По данным Единого центра водного туризма, в состав которого входят "Нева Тревел Компани", "Драйвер" и Смольнинское пароходство, водные экскурсии по маршруту City Cruise формата Hop-On Hop-Off с начала сезона навигации заказывали 30 тыс. человек, что на 36% больше показателя за 2017 год. Самой популярной точкой для остановки стал причал возле памятника Медному всаднику. В списке других привлекательных мест также значатся Летний сад, Кунсткамера, Мост Ломоносова и Египетский мост. Среди иностранных пассажиров большинство представляли Испанию, Египет, Бразилию, Аргентину, Германию и Англию.
Рекорд по общему количеству пассажиров за один день был установлен во время чемпионата мира по футболу. В дни, которые предшествовали играм сборных России и Египта, а также Аргентины и Нигерии, на маршруте было перевезено более 500 туристов, то есть 90% от максимальной загрузки теплоходов за один день.
"Несомненно, на высоком спросе сказались проведение в Петербурге матчей чемпионата мира, а также теплая погода, которая установилась в городе практически на все лето. Свой вклад в рост привлекательности маршрута в прошедшем сезоне добавили новая остановка возле Летнего сада, а также аудиогиды на шести языках вместо прежних двух — к русскому и английскому добавились испанский, французский, немецкий и итальянский", — отметила генеральный директор Единого центра водного туризма Юлия Беленовская.
О сопоставимой статистике также говорят в других компаниях. В целом спрос на прогулки по рекам и каналам увеличился на 25-30%. Доводы о необычайно теплом лете, благодаря которому теплоходы пользовались повышенным вниманием иностранных и российских туристов, подтверждал ранее главный синоптик петербургского Гидрометцентра Александр Колесов.
"Никогда Петербург не был настолько туристическим с точки зрения международного туризма, как в дни проведения ЧМ. Но тут сразу и обратная сторона: русских туристов стало меньше. Поэтому общее количество туристов даже меньше стало. Но за счет активности самих петербуржцев в хорошую погоду наш водный рынок в этом году вырос", — подчеркивают в компании "Неватрип".
По информации метеослужб, прошедшее лето действительно оказалось одним из самых теплых за всю историю наблюдений в городе. Самым жарким днем стало 10 августа, когда столбик термометра поднялся до 31,7 градуса. В июле температура трижды поднималась выше 30 градусов, а в августе это произошло 4 раза. Общая ситуация по сравнению с холодным 2017 годом отличается кардинально. Дождливое лето, как сообщал "ДП" в прошлом году, обрушило оборот водных перевозок на треть. Убытки компаний насчитывали 400 млн рублей при общем объеме рынка 1,3 млрд рублей.
Ночной урбанизм
"В этом году, безусловно, спрос на речные экскурсии увеличился по сравнению с навигацией прошлого года. Количество перевезенных пассажиров на экскурсионных маршрутах заметно возросло. Традиционно самыми популярными являются маршруты, связанные с исторической частью города, это интересует большинство приезжающих туристов. Однако те путешественники, которые заказывают индивидуальные экскурсии, интересуются также и новыми объектами, появившимися в нашем городе. Например, увидеть стадион "Санкт-Петербург" с воды, особенно ночью — незабываемое зрелище", — подчеркнула генеральный директор судоходной компании "Ирбис" Сания Рахматулина.
Помимо новой арены на Крестовском острове туристы хотят увидеть светящиеся ночью огни "Лахта центра" и вантового моста Западного скоростного диаметра. Обычно такие прогулки обсуждаются в индивидуальном порядке. Тенденция на подобные заказы минувшим летом проявилась особенно заметно.
"Если речь идет о групповом туризме, то больше иностранных туристов, но если говорить о картине в целом, то российских туристов, приезжающих индивидуально, с каждым годом становится все больше, в этом году увеличилось и число иностранных граждан, которые решили отказаться от группового туризма и приехали в наш город самостоятельно. Хотелось бы надеяться, что эта тенденция сохранится и в следующем году", — рассказала Рахматулина.
По данным госучреждения "Агентство внешнего транспорта", в перечень официальных водных маршрутов по Петербургу, включая перевозки на "Метеорах" в Петергоф и переправу на крепость Орешек, входит более 30 экскурсий. Из них треть — ночные. Увидеть сразу три новые достопримечательности (небоскреб, ЗСД и стадион) можно, к примеру, на обзорной прогулке "Морская столица" или "Забытые острова" с выходом в Финский залив. Взрослый билет в обоих случаях стоит 850 рублей, детский — 500.
Хрупкий баланс
Средняя стоимость билета достигла 900 рублей, разброс варьируется от 300 до 1500 рублей. Три года назад средний чек на прогулку по воде оценивался в 600 рублей. Еще перед началом навигации участники рынка прогнозировали подорожание на свои услуги из-за роста цен на дизельное топливо. В следующем году ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, уверены предприниматели. "Это удар не столько по перевозкам, сколько по потребителям. Все это приведет к существенному удорожанию услуг (не только наших) в следующем году. Россия уже находится в самом начале падения общего спроса из-за роста цен, а в нашей сфере это будет очевидно уже в следующем сезоне", — предупреждают в "Неватрип".
В нынешнем сезоне потери из-за топлива удалось частично компенсировать за счет повышения оборота, добавили представители "Ирбиса". "На рентабельность такого бизнеса, как речные перевозки, не может не влиять рост цен на топливо, тем более что бизнес наш не круглогодичный и затратный, поэтому любое повышение цены на один из ключевых компонентов формирования стоимости перевозки не радует. В этом году это немного компенсировалось увеличением оборота, что будет в следующем, прогнозировать трудно", — рассуждают в судоходной компании.
Участники рынка просят администрацию Петербурга работать над увеличением туристической привлекательности региона и как можно чаще взаимодействовать с бизнесом, связанным со сферой речных перевозок, чтобы оперативно узнавать о проблемах и совместно их решать.
Закрывая прошлый сезон навигации, в Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга жаловались Смольному, что рентабельность круизов по воде достигает максимум 5%, поэтому любые масштабные перемены способны разрушить этот рынок, насчитывающий более 70 компаний. Власти обещали развивать проект городских причалов. По мнению чиновников, расширение сети для остановок теплоходов снизит цены на швартовку, увеличит количество пассажирских судов и повысит качество туристических услуг. Тем не менее не все места с городскими причалами удобны с точки зрения доступности основных достопримечательностей.